ИМПИИЯ (Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков)

Программа мероприятия => Педагогика и психология в преподавании иностранного языка для специальных целей => Тема начата: admin от Март 27, 2017, 00:46:32

Название: Щербатых Л.Н., Черноусова Д.Ю-СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Отправлено: admin от Март 27, 2017, 00:46:32
Щербатых Л.Н., Черноусова Д.Ю
Елецкий государственный университет им И.А. Бунина
e-mail: shcherlyd@mail.ru

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования положительного отношения к изучению иностранного языка у лингвистически одарённых школьников. Предлагаются техники повышения интереса к учебному предмету, раскрытия потенциала учеников, обладающих языковыми способностями, которые базируются на более глубоком анализе явлений изучаемого языка и культуры и предоставляют возможности для более активного использования языка в целях коммуникации.
Ключевые слова: мотивация, лингвистическая одарённость, иностранные языки, способы повышения мотивации.

WAYS OF DEVELOPING OF LANGUAGE TALENTED CHILDREN MOTIVATION DURING THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

Abstract. This article focuses on the problem of the formation of the language talented children’s positive attitude to foreign language studying. The author offers some techniques which will allow to increase language talented pupils’ interest for the subject and to realize their hidden potential; these techniques are based on the sounder analysis of the foreign language and its culture and they give opportunities for more active use of the language for communication.
Keywords: motivation, language talent, foreign languages, ways of motivation developing.

Важность знания иностранных языков (ИЯ) в современном мире трудно переоценить, оно приносит не только практическую пользу, но и способствует общему развитию. Данный факт был отмечен педагогами и методистами (Н.Д. Гальскова, И.А. Грузинская, Е.И. Пассов, Л.В. Щерба и др.), благодаря этому в настоящее время ИЯ в школе стали обязательным для изучения предметом.
Иностранный язык (ИЯ) – это учебный предмет, обладающий определённой спецификой, что, в свою очередь, имеет непосредственную взаимосвязь с мотивацией учеников. Во-первых, на уроке ИЯ отсутствует естественная языковая среда и, соответственно, у школьников нет жизненной необходимости в общении на ИЯ. Во-вторых, для того, чтобы хорошо овладеть языком необходимо время и усилия. На первоначальном этапе школьники должны усвоить «основы» языка. Данный процесс сопряжен с определёнными трудностями, поскольку несмотря на прилагаемые усилия, ученики пока не смогут увидеть результатов своего труда. Данное обстоятельство также часто способствует снижению их мотивации. Также следует помнить, что способности и склонности всех учеников различны, и не все из них могут «понять» язык, «уловить» его.
Однако, некоторым детям и подросткам изучение ИЯ даётся легко, они быстро усваивают новую лексику и «схватывают» грамматические структуры. Школьников, обладающих способностями к изучению ИЯ, называют лингвистически одарёнными. М.В. Румянцева определяет лингвистическую одарённость как «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка» [Румянцева, 2006]. Предрасположенность к изучению ИЯ может проявляться в виде таких природные данных, как хорошая память, развитые коммуникативные способности, музыкальный слух и т.д.
Согласно брошюре для учителей, существуют следующие признаки, по которым можно определить лингвистически одарённого школьника:
Лингвистическую одарённость можно установить с помощью тестов интеллекта, способностей, креативности; с помощью анкетирования, опросов, наблюдений и т.д. [Игна, 2013, с.115] Как правило, лингвистически одарённые школьники хорошо мотивированы и показывают высокие результаты в учении. Однако учитель не должен делать выводов, исходя только из успеваемости своих учеников. Существует немало одарённых школьников, которые учатся ниже своих возможностей. Кроме того, высокие оценки может получать любой усердно работающий ученик, не обязательно обладающий талантом. [Newfoundland and Labrador department of Education, 2013, с.10]. Следовательно, задачей учителя ИЯ, работающего с лингвистически одарёнными детьми, является как можно более раннее выявление их одарённости и развитие у них интереса и мотивации обучения ИЯ.
Янис Сабос и Берти Кингор (Janice Szabos, Bertie Kingore) составили таблицу, устанавливающую различия между отличниками, одарёнными детьми и детьми, обладающими креативным мышлением.

Таблица 1 «Отличник, одарённый ученик, ученик с креативным мышлением»
Отличник …
Одарённый ребёнок …
Ребёнок с креативным мышлением …
Помнит ответы.
Формулирует неожиданные вопросы.
Видит исключения.
Заинтересован.
ЛюбопытенУдивляется
ВнимателенЗаинтересован определёнными темами.
Мечтает, может казаться отвлеченным от задания.
Генерирует прогрессивные идеи.
Генерирует сложные, абстрактные идеи.
Переполнен идеями, множество из которых никогда не будет реализовано.
Усердно работает, чтобы достичь цель.
Знает, не прилагая больших усилий.
Играет с идеями и понятиями.
Подробно отвечает на вопросы.
Размышляет глубоко и с нескольких точек зрения.
Привносит новые возможности.
Показывает лучшие результаты в группе.
Работает вне группы.
В своей собственной группе.
Отвечает, показывая интерес и выражая своё мнение.
Проявляет чувства и мнения, выражающие разные точки зрения.
Делится эксцентричными, иногда противоречивыми мнениями.
Учится без усилий.   
Уже знает.
Спрашивает: «А что, если … »
Ему нужно от 6 до 8 повторений для того, чтобы усвоить материал.
Ему нужно от 1 до 3 повторений, чтобы усвоить материал.
Сомневается в необходимости усвоения материала.
Быстро соображает.
Осмысляет глубокие, сложные идеи.
Переполнен идеями, множество из которых никогда не будет реализовано.
С удовольствием общается со сверстниками.
Предпочитает общение с интеллектуально развитыми сверстниками.
Предпочитает общение с креативно мыслящими сверстниками, но часто работает один.
Понимает сложный, абстрактный юмор.
Сложно и абстрактно шутит.
Наслаждается диким, странным юмором.
Схватывает значение.
Выводит и обобщает понятия.
Скачкообразный формат умственной активности.
Выполняет задания вовремя.
Является инициатором проектов и более расширенной работы над заданиями.
Больше инициирует проекты, чем работает над их реализацией.
Восприимчивый.
Впечатлительный.
Необычный и незаурядный.
Точный и скрупулезный.
Оригинальный и стремящийся к постоянному развитию.
Оригинальный и стремящийся к постоянному развитию.
Часто посещает школу с удовольствием.
Получает удовольствие от самостоятельного обучения.
Получает удовольствия от процесса творения.
Впитывает информацию.
Умело обращается с информацией.
Импровизирует.
Специалист, обладающий компетенцией в своей сфере.
Специалист, выходящий за пределы своей сферы.
Изобретатель и генератор идей.
Хорошо запоминает.
Легко угадывает и делает выводы.
Творит и решает проблемы
Весьма сообразителен и наблюдателен.
Предугадывает и соотносит наблюдения.
Обладает интуицией.
Доволен своим обучением.
Самокритичен.
Всегда имеет возможности.
Получает отличные оценки.
Оценки могут не оказывать влияния на его мотивацию.
Оценки могут не оказывать влияния на его мотивацию.
Способный.
Интеллектуал.
Уникальный.

Исходя из представленной таблицы, можно сделать вывод о том, что одарённые дети не всегда нацелены на получение высоких оценок. Эффективность их работы скорее зависит от уровня заинтересованности. Лингвистически одарённым детям в отличие от других требуется меньше усилий, чтобы запомнить и понять материал. Для них важно изучить суть, причины породившие языковые явления. Они рассматривают не просто феномен, но и то, что его окружает, выходят за рамки [Janice Szabos, Bertie Kingore, 2013, с.18]. Поэтому учитель ИЯ должен приложить определённые усилия для того, чтобы развить у одарённого ребенка мотивацию изучения ИЯ и поддерживать ее на должном уровне с помощью неординарных решений.
Таким образом, работа с лингвистически одарёнными школьниками предъявляет определённые требования к учителю ИЯ. Он сам должен обладать обширными знаниями преподаваемого им языка и культуры, постоянно самосовершенствоваться, стремиться к изучению нового. Кроме того, учитель должен обладать психологическими знаниями для того, чтобы уметь выявить детей с языковыми способностями, а также уметь сформировать и развить у них мотивацию к изучению ИЯ, поскольку не всегда лингвистически одарённые школьники являются высоко мотивированными учениками.
Можно выделить некоторые методы, способствующие повышению мотивации обучения иностранному языку у лингвистически одарённых школьников.
Реализовать данные задачи можно посредством организации прослушивания не только учебных, но и бытовых текстов, встречающихся в повседневной жизни, таких как отрывки речей, записи радиопередач, аудиокниги и др. После прослушивания нужно обратить внимание одарённых школьников на интонацию диктора, сделанные им логические ударения и паузы. Тексты для аудирования должны быть более сложными. Если школьники уже достаточно бегло владеют языком, можно предлагать им аутентичные тексты.
С лингвистически одарёнными детьми можно наиболее полно реализовать рекомендации методистов, относящиеся к работе над аудированием. В классах с детьми, обладающими средними способностями, это часто невозможно, поскольку на практике уровень знания ИЯ у учеников значительно ниже, чем это подразумевается в учебном плане. Часто вся работа над аудированием сводится только к прослушиванию коротких, легких текстов или вообще исключается из урока. 
Использование выше перечисленных методов при работе с лингвистически одарёнными школьниками на уроке ИЯ положительно скажется на их мотивации. Мы можем сделать данный вывод исходя из нескольких фактов. Во-первых, реализация данных приемов во время занятий способствует более углубленному изучению языка. Во-вторых, подразумевается, что языковые явления рассматриваются не только в их современном состоянии, но и в историческом аспекте. В-третьих, активно изучаются социокультурные сведения. Освещение выше указанных аспектов во время занятия способствует повышению интереса одарённых школьников к предмету. Ученики получают возможность ответить на многие интересующие их вопросы, проникнуть в сущность языка, объяснить внешние и внутренние процессы, повлиявшие на его формирование.

Литература
Название: Re: Щербатых Л.Н., Черноусова Д.Ю-СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ У ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЁННЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Отправлено: Kalashnikova от Март 30, 2017, 18:26:35
Что вы подразумеваете под словосочетанием "чувство языка"?