Автор Тема: Дмитриева А. Г., Казакова С.А., Мещерякова Е.В-ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ  (Прочитано 1345 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Дмитриева А. Г., Казакова С.А., Мещерякова Е.В
ст.преподаватель
РЭУ им. Г. В. Плеханова
E-mail: allagdmitrieva@gmail.com
Университет машиностроения
E-mail: kazakova-63@list.ru
Университет машиностроения
E-mail: I_mesheryakova@mail.ru


ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

Аннотация. В настоящей статье рассматривается возможность повышения мотивации студентов неязыкового (технического) университета при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку с учетом познавательных способностей учащихся.
При обучении различным видам речевой деятельности необходимо принимать во внимание основные психологические особенности таких когнитивных процессов, как познание, восприятие, ощущение, память, воображение, мышление. Приводятся результаты опроса студентов, проведенного авторами с целью выявления этих особенностей, и анализ полученных результатов.  Делаются следующие выводы:
- о превалировании аналитического типа мышления над абстрактным у опрошенных студентов;
- о наличии зависимости мотивации к обучению от уровня персональной оценки студента степени развития собственного словесно-логического мышления;
- о наличии или отсутствии значимых валидных отличий показателей у студентов мужского и женского пола, 1- го и 2-го курсов.
По мнению авторов, полученные выводы могут быть учтены в учебном процессе, при подборе и способе подачи материала, при обучении дискурсу на базе печатных и аудитивных профессиональных иностранных текстов, при применении таких современных технологий, как кейс-анализ, проблемное обучение, проектный метод, а также при осуществлении системного подхода к организации аудиторной и внеаудиторной работы.
Ключевые слова: иностранный язык, когнитивность, мотивация, технический вуз, профессионально-ориентированное обучение


IMPACT OF COGNITIVE FEATURES  ON LEARNING FOREIGN LANGUAGE FOR SPECIAL PURPOSES

Abstract. This article discusses the factor of motivation in professionally oriented foreign language learning of technical and economics students of non-lingual universities.
Such psychological features of cognitive processes as cognition, perception, memory, imagination and mentality should be taken into account for developing various types of speech activities.
The authors present the results of a survey conducted by them among 1st and 2nd year students to identify those characteristics as well as the analysis thereof. The survey questionnaire and the results analysis were performed by a professional psychologist. The following conclusions are estimated:
- the prevailing of analytical thinking over abstract of the surveyed students;
- motivation to ESP learning depends on students self evaluation of the level of their actual learning skills.
Key words: foreign language, cognitive skills, motivation, technical university, language for special purposes



На данном этапе развития экономики общество выдвигает повышенные требования к подготовке специалистов, способных успешно конкурировать в профессиональной деятельности. Технический университет должен обеспечить своих выпускников не только глубокими профессиональными знаниями, но и знаниями в естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных областях, которые позволили бы им быть конкурентоспособными и внутри страны, и за рубежом. Hовый Федеральный образовательный стандарт высшего образования (3+), утвержденный в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 12.11. 2015, предусматривает формирование общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций. При обучении иностранному языку для специальных целей в неязыковом вузе преподавателю необходимо реализовать эти требования и внести изменения не только в организацию учебного процесса, но и учитывать важность формирования как языковых и межкультурных компетенций, так и личностной компетентности. Все более важную роль с каждым годом играет для специалиста владение иностранным языком, так как компании зачастую предпочитают принять на работу компетентных сотрудников со знанием языка в своей профессиональной области, отказываясь от услуг переводчиков.
При обучении основным видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму) и формировании соответствующих компетенций необходимо принимать во внимание основные психологические особенности когнитивных процессов у обучающихся иностранному языку. Это такие процессы, как познание, восприятие, ощущение, память, воображение, мышление [Выготский, 2011].
Познание в психологии – это способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. И лишь при уникальном соединении огромного количества как объективных, так и субъективных факторов, условий и способностей, в ряду которых особое место занимает язык, познание становится возможным. [Давыдов, 1981, Выготский, 2011].
Опыт показывает, что организация работы со студентами технических направлений при обучении иностранному языку в неязыковом вузе отличается от работы со студентами, например, экономических специальностей. Также необходимо учитывать возраст обучающихся [Дмитриева, Казакова, Мещерякова, 2013].
Для выявления некоторых психологических особенностей познавательных процессов у студентов технических направлений в рамках научно-исследовательской работы кафедры «Иностранные языки» Университета машиностроения по теме «Когнитивный аспект современного профессионально-ориентированного языкового образования» в 2014-2015 гг. было проведено многоэтапное исследование, результаты которого предполагается использовать для дальнейшего повышения эффективности обучения студентов иностранному языку [Казакова, Мещерякова, 2012]. Теоретической базой явились положения, высказанные Гарднером и Ламбертом [Gardner R.C., Lambert, 1972], Евдоксиной [Евдоксина, 2007].
На первом этапе, после ознакомления с теоретической базой, рассмотрения научных исследований, близких по проблематике к вышеизложенной [Шишова, 2010; Карпова, Моисеенко, 2010; Закирова, Швецова, 2012], были сформулированы следующие первичные гипотезы относительно возможных психологических, интеллектуальных и волевых особенностей студентов, обучающихся техническим специальностям:
- превалирование аналитического (технического) типа мышления над абстрактным (словесно-логическим);
- зависимость мотивации к обучению от уровня персональной оценки степени развитости собственного словесно-логического мышления;
- наличие или отсутствие значимых валидных отличий показателей у студентов мужского и женского пол
- наличие или отсутствие значимых валидных отличий показателей у студентов 1-го и 2-го курсов.
Вторым этапом исследования стала разработка практического опросника и ключа к нему с участием дипломированного клинического психолога. Опросник состоял из 21 вопроса. Вопросы были скомбинированы в три смысловые группы; предусматривалась "шкала лжи", послужившая первичным фильтром полученных данных. После анализа и обработки информации были сформулированы выводы.
Исследование проводилось с февраля 2014 года по февраль 2015 года. В этот период все авторы являлись преподавателями Университета машиностроения. В опросе участвовали разнополые студенты 1-го и 2-го курсов Университета машиностроения технических направлений, изучающие английский язык. Всего было опрошено 65 студентов. Результаты 4х из них оказались нерелевантными для данного исследования, поскольку не могут быть признаны правдивыми. Практический этап работы проводился с ведения и полного согласия испытуемых. Все данные являются анонимными.
После первичной обработки и отсева нерелевантных заполненных опросников была проведена работа по их вторичной смысловой расшифровке. Из-за специфики половой дифференциации студентов технических ВУЗов нам удалось опросить только 9 девушек. Это сделало невозможным проведение сравнительного гендерного анализа из-за недостаточного количества испытуемых женского пола, поэтому их данные были включены в общую группу. Наш опросник, как указано выше, содержал три группы вопросов, относящихся к следующим темам: уровень мотивации к обучению, языковое и логическое мышление, выявление " лжи".
Полученные данные позволили сгруппировать результаты опроса и сделать следующие выводы:
Вывод 1:
- у студентов технических ВУЗов аналитическое (техническое) мышление значимо превалирует над абстрактным (словесно-логическим).
Вывод 2:
- уровень мотивации к обучению иностранному языку у студентов неязыковых ВУЗов напрямую зависит от личной оценки степени развитости абстрактного мышления. То есть, чем выше студент/ка оценивает собственные возможности по использованию речи, опоре на понятия, созданию суждений, а также свой словарный запас, тем выше его/ее мотивация к овладению иностранным языком.
Соответственно, наиболее низкий уровень мотивации показали те студенты/ки, которые сравнительно низко оценивают уровень развития своего абстрактного мышления и "чувства языка".
Вывод 3:
- существуют определенные различия между студентами первого и второго курсов. Так студенты первого курса продемонстрировали тенденцию сравнительно низко оценивать степень развития своего абстрактного мышления и, соответственно, имеют более низкую мотивацию к изучению иностранного языка. Тогда как студенты второго курса значимо выше оценивают уровень развития своего абстрактного мышления (впрочем, как и аналитического) и имеют более высокий уровень мотивации к изучению иностранного языка. Мы предполагаем, что описанное различие напрямую связано со спецификой обучения.
Следует отметить, что исследовательская работа имела прикладные цели, а первичные гипотезы подкреплены многолетним опытом, наблюдением и анализом. Полученные выводы стали своего рода базой для дальнейшей разработки оптимизирующего и более эффективного подхода к обучению студентов первых двух курсов.
Вышеизложенные выводы позволяют продолжить работу над усовершенствованием планирования обучения и самого процесса обучения студентов первого курса. Все три вывода являются, по нашему мнению, очень значимыми: вывод о превалировании аналитического мышления над абстрактным позволяет усовершенствовать формы и вид используемых учебных материалов, а также подачу самого материала. Второй вывод напрямую связан с третьим выводом.
Полученные данные помогут в будущем создавать условия для более высокой мотивации студентов к обучению, учитывая, что не только само обучение в ВУЗе повышает уровень развития абстрактного мышления, но и наши прямые действия по развитию данного типа мышления у студентов плодотворно сказываются на дальнейшей работе на старших курсах. Мы предполагаем повысить эффективность обучения студентов в течение первого курса при помощи применения большего количества материалов, соответствующих психологическим особенностям студентов технических специальностей. Под этим мы подразумеваем использование наглядных схематических пособий, которые будут оцениваться студентами как логичные и интуитивно понятные. Особую значимость имеют занятия с использованием информационных и компьютерных технологий. Само использование мультимедийных курсов способствует повышению мотивации к обучению, т.к. все новое и современное "подогревает" интерес к работе у студентов.
С другой стороны, в течение второго курса, после завершения первичной психологической адаптации студентов к рамкам обучения в ВУЗе, мы предлагаем фокусироваться на плавном углубленном развитии абстрактного мышления студентов, а именно работе с лексикой, текстовыми и аудиальными материалами.
Анализ результатов исследования и сделанные выводы могут быть учтены в учебном процессе, особенно при отборе учебного материала и способе его подачи.
Среди основных направлений совершенствования учебного процесса, где следует использовать полученные результаты, необходимо отметить следующие:
•   Обучение дискурсу на базе печатных и аудитивных профессиональных иностранных текстов;
•   Применение инновационных технологий: кейс-анализа, проблемного обучения, проектного метода и др.;
•   Осуществление системного подхода к организации аудиторной и внеаудиторной работы изучающих иностранный язык;
•   Разработка качественных учебных материалов.

Литература:
1.   Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2011.
2.   Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание // Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. с. 146-169.
3.   Дмитриева А.Г, Казакова С.А., Мещерякова Е.В. Применение андрагогических принципов в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку в техническом вузе . – М.: Известия МГТУ «МАМИ» Научный рецензируемый журнал № 4 (18), т.2, 2013. - с.389-392
4.   Евдоксина Н. В. Психологические особенности изучения иностранного языка студентами технических ВУЗов. Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007, № 2
5.   Закирова Е.С., Швецова  Е.В. Полипарадигмальный подход к изучению терминов.  Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2012. Т. 3. № 2 (14).  с.399-405.
6.   Казакова С.А., Мещерякова Е.В. Модернизация содержания профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов технического вуза. –М.: Известия МГТУ «МАМИ» №2 (14), т.3, 2012. с.405-409
7.   Карпова Т.А., Моисеенко Л.А. Формы организации обучения и их классификация // Личность, речь и юридическая практика: Сб. научн. трудов. Выпуск № 13, Ростов н.Д.: ДЮИ, 2010, с.101-104
8.   Шишова Е.О. Системный подход к изучению психологических факторов успешности овладения неродным языком. Вестник ТГГПУ. 2010. №2(20)
9.   Gardner R.C., Lambert W.E. Attitudes and Motivation in Second Language Learning. Rowley, MA: Newbury House, 1972
« Последнее редактирование: Март 26, 2017, 18:52:03 от admin »

Прокофьева О

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 6
    • Просмотр профиля
  • Должность: teacher og English
  • Место работы: ТСХА
в названии заявлено о том, что когнитивные процессы влияют на обучение языку для специальных целей? а на другие аспекты - не влияют те же самые процессы?
Prockofieva

Алла Дмитриева

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля
  • Должность: Ст.преподаватель каф." Иностранные языки N1", РЭУ им. Плеханова
  • Место работы: РЭУ им. Плеханова
Уважаемая г-жа Прокофьева.
Спасибо за вопрос. Несомненно, любое обучение невозможно без учета индивидуальных и групповых особенностей когнитивных процессов студентов.
В настоящей статье авторы изложили результаты начального этапа своего исследования. Планируем его продолжить.
С уважением
Дмитриева, Казакова, Мещерякова
Дмитриева Алла Георгиевна, ст.преподаватель каф." Иностранные языки N1" РЭУ им. Плеханова

Vera

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля
  • Должность: к.п.н., доцент кафедры иностранных языков №2, РЭУ имени Г.В. Плеханова
  • Место работы: РЭУ имени Г.В. Плеханова
Уважаемые авторы!
Не могли бы Вы привести пару примеров вопросов из опросника студентов?
Опросник был одинаковый для студентов 1 и 2 курсов или были ли какие-нибудь различия?
Спасибо!
Семина Вера Викторовна, к.п.н., доцент кафедры иностранных языков №2, РЭУ имени Г.В. Плеханова

Алла Дмитриева

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля
  • Должность: Ст.преподаватель каф." Иностранные языки N1", РЭУ им. Плеханова
  • Место работы: РЭУ им. Плеханова
Уважаемая Вера Викторовна.
Спасибо за внимание к нашей работе и вопрос.
Мы предлагали студентам прочитать утверждения и в случае согласия поставить +, в случае несогласия -. Ниже приводим два примера:
Мне нравится решать логические задачи и головоломки.
Иногда у меня совсем не получается емко и понятно выразить свои мысли.

Авторы
Дмитриева Алла Георгиевна, ст.преподаватель каф." Иностранные языки N1" РЭУ им. Плеханова

С. Казакова

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля
  • Должность: ст. преподаватель кафедры иностранных языков, АГЗ МЧС России
  • Место работы: Академия гражданской защиты МЧС России
Уважаемая Вера Викторовна,
студенты первого и второго курсов работали с одинаковым опросником, т.к. мы ставили перед собой цель выявить различия между ними.
С уважением,
Казакова
Казакова Светлана Анатольевна, ст. преподаватель каф. иностранных языков, АГЗ МЧС России

AlexandraBortnikova

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля
  • Должность: Преподаватель кафедры иностранных языков, АГЗ МЧС
  • Место работы: Академия Гражданской Защиты МЧС России
Добрый день, уважаемые авторы.
Спасибо за статью, я нахожу результаты вашего исследования полезными и эффективными.
Бортникова Александра Владимировна, преподаватель кафедры иностранных языков,АГЗ МЧС