Автор Тема: Гализина Е.Г.-ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОПОСРЕДОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ  (Прочитано 448 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Гализина Е.Г.
Российский государственный социальный университет
E-mail: el.galizina@yandex.ru

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОПОСРЕДОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация: в данной статья речь идет об использовании электронных средств обучения профессионально ориентированному опосредованному общению студентов неязыковых специальностей. Электронные средства обучения стремительно вошли во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. Множество вузов как за рубежом, так и в России уже перешли с традиционных методов обучения к дистанционным. Российский государственный социальный университет плавно внедряет электронные средства обучения в учебный процесс. Созданный электронный контент по специальности «Юриспруденция», предназначен для формирования навыков профессионально ориентированного опосредованного общения студентов. Гибкость построения контента, состоящего из аутентичных текстов, современных доступных источников информации по изучаемым темам, даёт возможность не только совершенствовать навыки профессионально ориентированного опосредованного общения, но и расширить кругозор в области юриспруденции, в целом.
Ключевые слова: электронные средства обучения, профессионально ориентированное опосредованное общение, студенты неязыковых специальностей


E-LEARNING PROFESSIONALLY ORIENTED MEDIATED COMMUNICATION OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES

Abstract:  this article tell us about the use of electronic means of teaching professionally mediated indirect communication of students of non-linguistic specialties. E-learning is rapidly entered into all spheres of our life including in education. A lot of universities both abroad and in Russia have already switched from traditional methods to remote. Russian state social University seamlessly embeds e-learning into the educational process. Created electronic content in the specialty "Law", intended for formation of skills of professionally-oriented mediated communication of students. The flexibility of content, including authentic texts, modern information sources available on the topics studied, gives the opportunity not only to improve the skills of professionally-oriented mediated communication, but also to broaden their horizons in the field of law in General.
Keywords: e-learning, professionally-oriented mediated communication, students of nonlinguistic specialties
   

Обучение иностранному языку в неязыковом вузе ориентировано на овладение языком как средством общения в рамках избранной специальности. Профессионально ориентированное опосредованное общение является основным источником информации для студентов неязыковых специальностей. Профессионально-ориентированное опосредованное общение – это сложная речевая деятельность, обусловленная профессиональными возможностями и потребностями, представляющими собой специфическую форму активного вербального письменного общения-диалога, основными целями которого являются оперативная ориентация и поиск, прием, присвоение и последующее целевое применение накопленного человеческого опыта в профессиональных областях знаний [Серова, 1986, с. 143-146].
Студенты неязыковых специальностей уже на первых занятиях начинают знакомство с общенаучной и специальной лексикой, близкой к их будущей специальности. Профессионально ориентированное опосредованное общение начинается с опорой на общенаучные и научно-популярные тексты, а на продвинутом этапе обучения используются аутентичные тексты по специальности.
К сожалению, незначительное количество часов, отводимых на аудиторные занятия (согласно учебному плану) повышает роль самостоятельной работы, в том числе с использованием современных электронных средств обучения.
Повсеместное распространение компьютеров и связанных с ними информационных и телекоммуникационных технологий создали новые направления информатизации в деятельности человека практически в любой сфере и образование не является исключением. За последние годы компьютерные  технологии и  электронные средства прочно вошли во все учебные заведения. Современные электронные средства обучения применяются в подготовке студентов, в том числе и иностранному языку.
Для выявления потребности в использовании электронных средств обучения профессионально ориентированному опосредованному общению  было проведено тестирование студентов.  Результат этого тестирования показал следующие преимущества:
  • применение электронных средств обучения повышает интерес студентов к иностранному языку как к учебному предмету;
  • выстраивается связь между иностранным языком и потребностями их будущей профессиональной деятельности;
  • использование электронных средств, способствует освоению новых форм опосредованного общения, отвечающих современным условиям профессионального общения;
  • электронная среда является источником  пользования профессионально ориентированными аутентичными текстами разного уровня сложности;
  • среда создания и обновления профессионально значимых средств учебной деятельности (словарей, таблиц, схем, текстового материала и пр.)
Следует  отметить, что  эффективность электронных средств обучения профессионально ориентированному опосредованному общению заключается во взаимодействии студентов и преподавателя  и  позволяет решать следующие задачи: 
  • индивидуализацию учебного процесса;
  • наглядность;
  • сочетание индивидуальных и групповых форм обучения;
  • интенсификацию познавательной деятельности студентов.
В соответствии  ФГОС профессионально ориентированное опосредованное общение направлено на овладение студентами страноведческими, социокультурными, профессиональными знаниями;  формирование навыков, способствующих профессиональному общению в рамках будущей специальности [Электронный ресурс: режим доступа: http://www.edu.>abitur|act.82|idex/php.-2016].
Обучение профессионально ориентированному опосредованному общению требует от преподавателя максимально использовать оригинальные тексты, хотя они и должны быть «внешне адаптированы», «незримо препарированы тем, что был произведен их выбор, и отобраны те тексты, которые являются доступными по всем основным параметрам сложности: лексике, грамматике, композиционной организованности и полиграфическому оформлению» [Серова, 1986, с. 143-146].
Электронные средства обучения стали соединяющим звеном между преподавателем и студентами, т.к. применение современных технологий в обучении профессионально ориентированному опосредованному общению и привело к необходимости разработки типовых учебных материалов.  Эти учебные материалы делятся на следующие группы:
  • создаваемым преподавателем, современные технологии служат посредником в их реализации; 
  • непосредственно электронные средства обучения, т.е. учебные материалы: тексты, упражнения, используемые в учебном процессе и хранящиеся в отдельном файле; 
  • создаваемые самими студентами, выполненные задания упражнений, переводы профессиональных текстов, письменные работы, эссе, которые они оправляют преподавателю. 
Как уже отмечалось выше, электронные средства обучения  глубоко вошли в систему Российского образования. Многие высшие учебные заведения страны стремительно переходят от традиционных методов обучения к дистанционным, с использованием современных технологий. Российский государственный социальный университет также вводит электронное обучение  по дисциплинам, преподаваемым в вузе и иностранный язык не исключение. Профессорско-преподавательским составом кафедры иностранных языков лингвистического факультета частично разработаны и разрабатываются электронные контенты по иностранному языку, иностранному языку в профессиональной сфере, деловому иностранному языку, второму иностранному языку. С 2016/2017 учебного года, разработанный электронный контент – иностранный язык в профессиональной сфере (Юриспруденция) используется в учебном процессе.
Электронный контент состоит из аутентичных текстов, современных доступных источников информации по изучаемым темам, что даёт возможность не только совершенствовать навыки профессионально ориентированного опосредованного общения, но и расширить кругозор в области юриспруденции, в целом. В пособии раскрыты основные понятия, обоснована важность изучения данной учебной дисциплины, рассматриваются основы делового общения. Курс составлен по тематическому принципу. В качестве приложения к каждому уроку подобран учебный материал с разработанными заданиями. Материал каждого урока направлен на поэтапное усвоение темы и состоит из следующих частей:
  • Vocabulary: (Список слов и лексические упражнения)
  • Reading (Текст, для чтения с лексико-грамматическими упражнениями, направленными на тренировку и закрепление материала)
  • Сommunicaion (Задания на развитие коммуникативных способностей студентов)
  • Writing (Творческие задания на развитие письменной речи, такие как написать официальное письмо, статью и т.д.).
Весь материал в своей совокупности способствует развитию навыков профессионально ориентированного опосредованного общения, вести дискуссии, проводить конференции и участвовать в них, проводить исследования в области будущей профессии, составлять официальные письма. Через организованные таким образом модули происходит управляемый процесс переключения внимания со способа выполнения конкретного речевого действия на результат, на содержание читаемого.
Цель разработки данного электронного контента, заключается в том, чтобы научить студентов самостоятельно извлекать иноязычную информацию по профессиональной тематике независимо от местонахождения, т.е. дистанционно [Гализина, 1998, с.159].
Из всего вышеизложенного, следует отметить некоторые достоинства  электронного обучения иноязычному профессионально ориентированному опосредованному общению:
  • гибкость структуры построения электронного контента;
  • самоконтроль усвоения знаний студентами;
  • при значительном сокращении учебного времени студенты успевают получить определенные знания, навыки и умения в своей предметной области.
Обучения профессионально ориентированному опосредованному общения с использованием электронных средств  является относительно новым и одновременно настораживает и привлекает. Следует отметить, что данный вид обучение отличается от традиционного и представляет собой процесс, при котором преподаватель и обучающиеся разделены пространством и временем, но имеют возможность осуществлять обмен различного рода информацией (учебной, организационной, административной, неформальной и др.) на расстоянии посредством современных информационно-коммуникативных средств» [Зайченко, 2004, с. 24].
В данной статье мы рассмотрели всевозможные преимущества электронных средств в обучении профессионально ориентированному опосредованному общению студентов неязыковых специальностей. Но, наряду с положительными моментами,  всегда всплывают и недостатки. В чем же они заключаются?
  • Трудности для самих студентов в процессе обучения, т.е. не все смогут легко выполнить определенную учебно-познавательную деятельность и приобрести соответствующие знания, умения и навыки.
  • Отсутствие помощи преподавателя и психологической поддержки.
  • Преподаватель не видит непосредственно ход выполнения заданий и, следовательно, результат оценивания знаний не является достаточно объективным [Гализина, 2016. с. 141-148].
Несмотря на то, что многие зарубежные и российские вузы отмечают некоторую негативную сторону использования электронных средств в процессе  обучения, они всё равно стремительно внедряются в образовательную среду. Современная педагогическая школа стоит на  пути совершенствования и развития методик обучения с применением современных информационных технологий.
Таким образом, модернизация системы подготовки студентов неязыковых вузов по иностранному языку, направлена на повышение уровня владения языком  специальности и должна осуществляться с учетом мировых тенденций развития высшего образования. Использование электронных средств обучения профессионально ориентированному опосредованному общению повышает эффективность на всех этапах формирования данного вида общения, открывает  новые возможности с целью развития личности студента, способной участвовать в межкультурной коммуникации.

Литература:
  • Гализина Е.Г. Лингводидактические особенности формирования навыков профессионально-ориентированного чтения на английском языке (грамматический аспект): дис. … канд. пед. наук. Воронеж., 1998. С. 68-70.
  • Гализина Е.Г. Язык, литература и культура как грани межкультурного общения //Преимущества и недостатки дистанционного обучения студентов неязыковых специальностей: материалы второго международного научного семинара (Чехия, Австрия 24-30 апр. 2016г.). Пльзень: Западночешский университет, 2016. С. 141-148.
  •   Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. М., 2004. С. 20-24. 5.
  •   Серова Т.С. Профессионально-ориентированное чтение как компонент профессиональной деятельности и его основные функции // Виды речевой деятельности в системе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку. 1986. С. 143-146.
  •   Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) нового поколения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.>abitur|act.82|idex/php. (дата обращения 15.04.2016).

AlexandraBortnikova

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля
  • Должность: Преподаватель кафедры иностранных языков, АГЗ МЧС
  • Место работы: Академия Гражданской Защиты МЧС России
Спасибо вам за статью, очень интересно узнать про опыт коллег. Подскажите пожалуйста, я немного не поняла, ваш электронный курс был дополнением к очным практическим занятием или он был самостоятельным? Как вы думаете, можно ли разработать самостоятельный (для заочного факультета) электронный курс по обучению общению?
С уважением,
Александра Владимировна
Бортникова Александра Владимировна, преподаватель кафедры иностранных языков,АГЗ МЧС

Елена Малашенко

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
  • Е.А.Малашенко
    • Просмотр профиля
  • Должность: к.п.н., доцент кафедры английского и восточных языков, БГЭУ
  • Место работы: БГЭУ
Добрый день,

Электронный курс может быть дополнением к очным практическим занятием и самостоятельным. Если он выступает в качестве поддержки, то это модель интеграции очной и дистанционной форм. Разработка отдельного (сетевого) курса возможна для любой формы обучения, дневной или заочной и неважно, по обучению общению или какой-либо другому аспекту. Примером может служить курс по коммуникативному общению  BENSOns, (МГУ)
Малашенко Елена Александровна, к.п.н, доцент кафедры английского и восточных языков, факультет международных бизнес-коммуникаций, БГЭУ

Дронова Светлана

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля
  • Должность: старший преподаватель Департамента языковой подготовки
  • Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ
Наш университет закупает для студентов заочной формы обучения программу Rosetta Stone. Также мы можем использовать эту программу для студентов очной формы. Надо сказать, что последние используют программу более активно и с большей пользой, тк она подкрепляется очным обучением и постоянной непосредственной реакцией ведущего педагога, который может проанализировать ошибки, допущенные студентами при работе с программой, а также трудности, с которыми они столкнулись, и уделить внимание на занятии определенным темам.
На мой взгляд, работу с программами при заочном обучении необходимо сочетать хотя бы с занятиями по скайпу.
Дронова С.Ю., ст.преп. Департамента языковой подготовки, аспирантка Департамента ПолитологииФинансовый Университет при Правительстве РФ