Автор Тема: Галстян С.С.-К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ  (Прочитано 345 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Галстян С.С.
Московский государственный университет путей сообщения
e-mail: susan@count0.ru

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье рассматривается современная телевизионная речевая культура, отражающая потребности общества и опирающаяся на посредническую традицию живого слова. Создав принципиально новую, опосредованную техническими средствами форму общения люди расширили масштабы коммуникации. В структуре, содержании и формах телевизионного общения отражаются особенности и черты действующего социально-политического и экономического устройства государства.  Общение через телевизионный экран сохранило в структуре своих процессов последовательные этапы психологической переработки воспринимаемой информации. Формирование сознания и поведения аудитории во многом зависит от социальных и политических взглядов телевизионного журналиста, его склонностей и способностей, и возлагает ответственность за его каждое неправильно произнесенное слово. С ним теснейшим образом связаны аспекты профессионально-нравственных отношений, обозначаемые категориями «профессиональная ответственность» и «профессиональная совесть».
Специфика подбора новостного контента, по мнению автора, формирует отрицательные модели социализации, что является недопустимым, поскольку дестабилизирует социальный диалог. Автор анализирует новостной контент, вычленяя в нем эмотивы, используемые авторами для презентации информации в качестве иллюстрации теоретических положений.
Ключевые слова: телевизионная речевая культура, культура речи, ораторский образ.


TO THE QUESTION OF SPEECH CULTURE IN THE PUBLIC SPACE

Abstract: The article deals with modern television speech culture, which reflects the needs of the community, has a large inventory of cultural information, and the exchange of this information. It also draws on the tradition of the Living Word to mediate between people. By creating an entirely new, mediated by technical means of communication people scaled up its borders. The structure, contents and forms of communication have reflected television features and characteristics of active socio-political and economic structure of the state. Communication through the television screen retained in the structure of its processes successive stages of psychological processing the information perceived by people. Formation of consciousness and behavior of the audience depends on the social and political views of the television journalist, his aptitudes and abilities, and he is responsible for every word spoken wrong. Since it is closely linked with the aspects of professional and moral relations, it directly indicates to the categories of "professional liability" and "professional conscience".
The specifics of the selection of the news content, according to the author, forms negative models of socialization, which is considered unacceptable, as it destabilizes the social dialogue. The author analyzes the content of news, highlighting the emotive words and expressions used by the announcers for presenting information as an illustration of theoretical propositions.
Keywords: television speech culture, culture of speech, rhetorical image.


17 февраля 1950 года глава римской католической церкви Пий ХII сказал: «Не будет преувеличением сказать, что будущее современного общества и стабильность его внутренней жизни зависят в значительной степени от сохранения равновесия между мощью технических средств коммуникации и способностью человека к индивидуальной реакции» [Маклюен, 2007, c.25]. В те далекие времена, когда электронные средства массовой коммуникации были в самом начале своего развития,  римский папа Пий ХII  уже предвидел несоразмерный с человеческим восприятием потенциал  этих новых технических  изобретений, которые сегодня так успешно используются для воздействия на внутренний мир человека, создавая параллельную, оторванную от жизни, виртуальную действительность, моделируя и направляя  его поведение и создавая выгодное не только властям общественное мнение. Папу Пия ХII глубоко волновала необходимость серьезного изучения феномена новых средств массовой коммуникации. С тех пор этот феномен стал предметом изучения для многих исследователей.
В новых средствах массовой коммуникации телевидение пользуется особым преимуществом, так как здесь картина представляется с текстовым и звуковым сопровождением, а лучше «один раз увидеть, чем сто раз услышать».
С появлением всемирной сети Интернета многие аналитики предсказывали ослабление роли телевидения, но социальная и техническая реальность показывают, что эти прогнозы не оправдались.  Телевидение было и все еще остается для многих людей самым доступным и демократичным источником получения  и распространения информации. Оно же является главным инструментом коммуникации между властью и народом.
Власть активно использует  телевидение для пропаганды и проведения в жизнь своей политики. С целью мобилизации общества, представители власти регулярно появляются на экранах телевидения, рассказывают о своих планах по улучшению жизни людей и намечают пути их реализации. Эти встречи с народом через экран телевизора укорачивают путь к народным массам, делают политиков узнаваемыми и способствуют достижению наибольшего прагматического эффекта – мобилизации общества, воздействия на сознание и на внутренний мир человека, навязывания определенной модели поведения. Здесь, конечно, активно и преднамеренно эксплуатируется слепое доверие обычного телезрителя к телевизионной картинке или произнесенному в эфире слову, которое сложилось исторически – его вера в миф о том, что телевидение – это главный и самый верный источник информации. То, что звучит в телевизионном эфире, традиционно считается эталонным. Слово, произнесенное с экрана, воспринимается зрителями в буквальном смысле, так как на протяжении долгих лет народу внушалось представление о СМИ, и о телевидении в частности, как рупоре и непременном атрибуте высшей государственной власти, образцового словоупотребления и вещателя правдивой информации. Поэтому озвученная информация в телепередачах зачастую еще воспринимаются в качестве авторитетного ресурса – «по телевизору сказали…!»
Телеведущие, модераторы и их экранные собеседники сегодня транслируют новости, передают явления и события окружающей  действительности под своим углом зрения, сочетая образное слово с телевизионной картинкой,  умело преобразовывая идеи во впечатления. Эмоционально-экспрессивные средства – важный и необходимый элемент  воздействия на широкую аудиторию, на людей,  их чувства,  волю и  разум. Выразительные словесные образы эмоционально действуют на телезрителей, хорошо запоминаются и стимулируют воображение, заставляя зрителя воспринимать факты и явления действительности так, как видит их автор, обеспечивая ему успех намеченного прагматического эффекта.
Эмоционально-экспрессивные средства особое место занимают в текстах журналистов, отражающих политическое противоборство различных партий и движений. Нередко авторы этих текстов позволяют себе использование стилистически сниженной лексики.  Особенно  отмечается стилистически непозволительная агрессивная тональность и интонация в интерпретации событий, связанных с оппозиционными партиями, с теми, кто придерживается иного мнения. В этих случаях оценочная лексика является прямым и наиболее простым орудием вербальной агрессии.  Так, например, подводка к одному из сюжетов авторской программы «Вести недели» на канале Россия 1 от 13.03.16г. с журналистом Дмитрием Киселевым, как нельзя лучше иллюстрирует приведенные выше положения.
В среду и четверг столица Литвы Вильнюс принимал у себя российских эмигрантов-оптимистов. Это походило на некое заседание в отцепленном вагоне, где все хотят порулить поездом. И даже спорят, кто первым сядет на кресло машиниста и куда путь держать. Если бы нечто подобное произошло в политической жизни США или Германии, то не одна телекомпания, любой из этих стран, даже не стала бы об этом сообщать, мол, дело пустое и зачем забивать мозги своим зрителям чьим-то дурно организованным бредом. Но в российской политической традиции мы привыкли уделять внимание всем политическим силам, даже – карликовым. Мы любим их разглядывать, слушать и смаковать, чтобы голос каждого был бережно услышан и оценен.
Представим их и на этот раз. В Вильнюсе собрались такие «титаны» политического микромира как Гари Каспаров, Андрей Илларионов, Илья Пономарев, Евгений Киселев, …и базарно-истеричная Бажена Рынска. Куда же без нее! Россия 1 от 13.03.16г «Вести недели»
Анализ данного текста показывает, что в авторском тексте Д. Киселева присутствует целый набор эмоционально-экспрессивных средств с негативной коннотацией с использованием сниженной лексики и скрытых смыслов: эмигранты-оптимисты, отцепленный вагон, хотят порулить поездом, первым сядет на кресло машиниста, дурно организованный бред, карликовая политическая сила, «титаны» микромира, базарно-истеричная.
Эмигранты-оптимисты, по Д. Киселеву, маркируют оппозиционеров, которые живут за пределами родины и которых не покидает идея захвата власти любыми способами. Употребляя метафору отцепленный вагон Д. Киселев имеет в виду, что эти люди уже не понимают сути событий, характерных для политической жизни их страны, будучи «выключенными» из неё. 
Выражение все хотят порулить поездом – в рядах оппозиционеров нет согласия, и даже спорят, кто первым сядет на кресло машиниста, что намекает на отсутствие единства в их рядах, так как каждый хочет быть главным в двигательном процессе.
Эмоционально окрашенные высказывания, типа: Дурно организованный бред; Но в российской политической традиции мы привыкли уделять внимание всем политическим силам, даже – карликовым; «титаны» микромира», звучат в устах ведущего достаточно высокомерно, оскорбительно и уничижительно.
Базарно-истеричная Бажена Рынска. Куда же без нее!: здесь в риторике Д. Киселева и вовсе превалирует  непозволительно агрессивная и враждебная  тональность. Фраза характеризует Б. Рынску как лицо, недостойное «сиять на политическом олимпе».
В телевизионных дискурсах словесные образы умело используются для украшения речи любой интенции, для жонглирования словами, раскрутки   темы дискуссии.  Авторы монологов активно используют их для преднамеренного и целенаправленного  увода  зрителя в сторону от реального положения вещей. С помощью словесных образов создается параллельная картина мира, мифологизируется реальность, подмениваются факты и понятия, и постепенно «свысока взирая на эпоху откровения, мы благополучно вступаем в эпоху сокрытий, когда слова обесцениваются до уровня латунных гвоздей для диванной обивки»[3.Рохеншток-Хьюси, 2008, c.92]. Смысл выдвижения такой идеи заключается в том, что слова утрачивают истинный смысл, люди перестают отличать миф от реальности, правду от лукавства,  что подтверждает народную мудрость о том, что истина и ложь - это две стороны одной медали и равно могут как передать истину своему собрату, так и спрятать ее от него.
Телезритель ограничен в отборе информации. Он может потреблять те сообщения, новости, которые транслируют федеральные информационные каналы. По разным причинам у него нет возможности, как у пользователя Интернетом, выбирать информацию согласно своим интересам и предпочтениям, а также проверять их достоверность и правдивость, сравнивая разные источники. Он может смотреть и слушать только те новости, которые по представлению новостного канала формируют информационную картину дня. А в совокупности, телезрителю навязывается   картина мира, которую ему нарисовали другие люди, исходя из собственных воззрений, предпочтений или скрытых намерений.
Каждый выпуск новостей последних лет, созданная ими информационная картина дня, способны стать сценарием к фильму ужасов, основной новостной контент составляют землетрясения, наводнения, катастрофы, войны, детские суициды, убийства, террористические акты, массовые протесты с жестокими подавлениями. Такое количество крайне негативной информации вводит телезрителя в уныние и депрессию, делает его инфантильным и пассивным для общественно-политической жизни. Для разнообразия эти выпуски чаще разбавляются обязательными новостями президентской деловой повестки дня или парламентскими сводками.     
Новостной блок в спешке составляется редакцией новостей по степени важности и чрезвычайности. Такая спешка удачно подается под эвфемизмом «оперативных новостей» с откровенными, неприкрытыми и недопустимыми оценочными суждениями тележурналистов, что чаще выливается в истерию и агрессию на экране. Постоянно нарушается принцип нейтральности, бесстрастности и излишней эмоциональности тележурналиста к сообщаемой информации. Отличительной чертой современной новостной журналистики стало умело завуалированное скрытое воздействие на сознание адресата.  Не только исследователи и критики телевидения, но и сами телезрители отмечают, что при всей своей намеренно подчеркнутой объективности, стилистическая тональность информационных выпусков стала непозволительно агрессивной. В передаваемых сообщениях, главным образом, доминируют новости негативного содержания, и поддаются они под соусом сенсационности.
Вот анонс новостного блока одного информационного выпуска на канале  Россия 1. Вести в 20.00 от 15.11.2016 г.
Крылатые ракеты "Калибр" обрушились на базы террористов в Сирии. Российские военные выполняют приказ Путина о новой масштабной операции; Алексей Улюкаев отправляется под домашний арест. Министр экономического развития обвиняется в вымогательстве взятки в два миллиона долларов; Парковаться в центре Москвы станет дороже. Сколько еще улиц попали в зону тарифа 200 рублей в час? [Россия 1. Вести в 17.00 от 17.11.2016 г.].
Расследование хищений при строительстве космодрома «Восточный» сегодня пополнилось новым уголовным делом о мошенничестве. При этом его фигурантом вновь стал уже осужденный ранее гендиректор субподрядной организации Сергей Островский. Но на этот раз в СК говорят о причастности к делу сотрудников самого Роскосмоса, при покровительстве которых Островский построил обещанные объекты лишь на бумаге.[Россия 1. Вести в 17.00 от 17.11.2016 г.]
Ключевыми в представленных сообщениях являются слова «крылатые ракеты», «обрушились», «масштабная операция», «взятка», «арест», «два миллиона долларов», «хищения», «фигурант уголовного дела»,  «покровительство», «уже осужденный ранее». Особенно призвана потрясти воображение телезрителя сумма взятки «два миллиона долларов», когда он сравнивает названную сумму  с той зарплатой, которую он получает. А бывший депутат Государственной Думы О. Дмитриева со своей репликой «2 миллиона долларов для чиновника такого масштаба – это как коробку конфет для нас», добавила еще больше  грусти в настроении телезрителей [19.11.16, Таманцев, Итоги, РБК]
Все сообщения звучат как сводки с полей сражений: здесь арестовали, там взорвали, Европа уже вот-вот рухнет от наплыва беженцев из Ближнего Востока.  Они Новости с чрезмерно насыщенным негативным содержанием оказывают разрушительное воздействие на психику человека, выбивают из нормального трудового ритма, портят настроение и ломают веру в будущее.  Если нет веры у людей, то общество превращается в сборище вульгарных, озлобленных людей, делается жестоким, безжалостным и грубым, начинается деградация основ культуры и традиционных ценностей, а «культура – это человек. Это вся система его представлений о происходящем, это его ценности, это его мораль, стереотипы, архетипы, образцы поведения» [7, Дондурей].  Отсюда, вполне очевидна необходимость беречь чувства населения страны, как носителя и хранителя культуры, способствовать его развитию и просвещению, а не возвращению его в его первобытное состояние.
Телевидение сегодня – это  зеркало, в котором отражается вся наша жизнь, ее уклад, ценности, в том числе и взаимоотношения и культура общения между людьми. За последние годы у людей произошло заметное искажение представлений о системе ценностей. Телевидения в этом процессе  играет непосредственную роль. То, что ранее считалось этически недопустимым, сегодня воспринимается как позволительная и допустимая  норма. Такое смещение духовно-нравственных и поведенческих ценностей отражается на взаимоотношениях членов общества: люди, зачастую, относятся друг к другу неуважительно, а порой и враждебно. Телевидение обладает огромными возможностями для того, чтобы оказывать позитивное влияние на речевую и поведенческую культуру человека и может всячески способствовать его развитию и просвещению, но пока предлагаемые телевидением модели поведения носят отрицательный характер.

Литература:
  • Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. 2-е изд. М.: «Гиперборея», «Кучково поле», 2007. 464 с.
  • Платон. Собрание сочинений в 4-х томах Т.1. Академия Наук СССР. Институт Философии. Издательство «Мысль». М.,1990. 860 с.
  • Ойген Розеншток-Хюсси. Речь и действительность. Пер. А.Хараша, научная редакция и послесловие В. Махлина, предисловие К.Гарднера. М., Лабиринт, 2008. 270 с.
  • Умберто Эко. Полный назад! «Горячие войны и популизм в СМИ. М.: Эксмо, 2007. 592 с.
  • Шопенгауэр Артур. Искусство побеждать в спорах. М.: Эксмо, 2015. 128 с.
  • Торощина С. Гадания на Трампе. Совмещение театра с телевизором — наш третий путь [Электронный ресурс] // Новая Газета №128 от 16 ноября 2016,   https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/11/16/70547-gadaniya-na-trampe/ (дата обращения 15.12.2016)
  • Дондурей Д. Интервью программы «Персонально Ваш» [Электронный ресурс]// Радиостанция «Эхо Москвы», эфир от 22 октября 2015, http://echo.msk.ru/programs/personalnovash/1643136-echo  (дата обращения 15.12.2016)
  • Хачатрян Д., Гуськов К. Наемники времени. Четыре портрета новых проповедников ненависти, завсегдатаев российского ТВ [Электронный ресурс], Новая Газета № 132 от 30 ноября 2015, http://www.novayagazeta.ru/politics/70929.html/ (дата обращения 15.12.2016)

Abramkina

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 12
    • Просмотр профиля
  • Должность: Senior Lecturer
  • Место работы: RUDN
Кто из телевизионных журналистов, с Вашей точки зрения, наиболее сильно воздействует на российскую публику? и лично на Вас?
EAA