Автор Тема: Карташова В.Н.-ВЗГЛЯДЫ П.Ф. КАПТЕРЕВА НА РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ФАКТОРА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ  (Прочитано 442 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Карташова В.Н.
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
e-mail: kartashova_vn@mail.ru

ВЗГЛЯДЫ П.Ф. КАПТЕРЕВА НА РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ ФАКТОРА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация. В статье дан анализ педагогических воззрений П.Ф. Каптерева на роль иностранного языка в воспитании ребенка. Представлены взгляды ученого на значимость раннего обучения иностранному языку в развитии личности, описаны отдельные методические принципы и подходы.
Ключевые слова: иностранный язык, языковое образование, раннее обучение иностранному языку, духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание.


THE VIEWS OF P. F. KAPTEREV ON ROLE IN THE UPBRINGING OF THE PERSONALITY AS A FACTOR IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING 

Abstract. In the article the analysis of pedagogical views of P. F. Kapterev on the role of foreign language in the education of the child is presented. The views of the scientist on the importance of early foreign language teaching in personal development are described, some methodological principles and approaches are considered.
Keywords: foreign language, language education, early language learning, spiritually-moral education, patriotic education.

В настоящее время, как справедливо указывает М.Н. Зарецкая, «духовно-нравственные и воспитательные функции действующей системы образования оказались сведенными к минимуму» [Зарецкая, 2015, с. 601], а «духовный вакуум, оставшийся с 90-х гг. ХХ века, стал быстро заполняться массовой культурой» [Власова, 2006, с. 36].
В связи с этим задача духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения стала особо значимой. Ее можно осмыслить как одну из приоритетных задач современного образования.
Забота о процветании Родины, ответственность за ее судьбу, духовность, любовь и уважение к собственному народу не возникают сами по себе. Они воспитываются в течение многих лет.
 Важную роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании нынешнего поколения играет образование. Особый уникальный педагогический потенциал в этом плане имеет языковое образование.
Как известно, в любой системе образования (школьного, вузовского) иностранный язык занимал и занимает особое место. Это объясняется, прежде всего, той важной ролью, которую он играет в жизни человека: иностранный язык дает возможность человеку узнать больше о культуре, истории, искусстве другого народа другой страны. Иностранный язык позволяет обеспечить непосредственные контакты с людьми, говорящими на этом языке, приобщить обучающихся к универсальным, глобальным ценностям, формировать умение общаться с представителями других культур, осознавать значимость своей родной культуры, более глубоко постичь понятие Родины. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение, нравственный облик своих учащихся, затрагивая при изучении отдельных тем вопросы нравственности и духовности, отдельные аспекты поведения человека в различных ситуациях.
Процессы, происходящие в современном образовании, нельзя рассматривать вне исторического контекста. История педагогической науки всегда имела немало подлинно передового, непреходящего. Всемерное использование этого передового и непреходящего в современных условиях – важный путь повышения качества образовательной и воспитательной работы с детьми. В данной статье нам хотелось бы обратиться к трудам известного педагога П.Ф. Каптерева, видевшего цель образования в нравственном воспитании человека.
П.Ф. Каптерев пытался найти пути решения задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения исходя из специфики воздействия культуры на человека в сфере стимулов его ценностно-положительного самовоспитания, выступающих в качестве внутреннего источника развития личности. Потребность и способность видеть, отыскивать смысл во всем сущем, стремиться к мудрому пониманию сущего является универсальной составляющей образованного и культурного человека, считал ученый.
 Особое внимание П.Ф. Каптеров уделял роли иностранных языков в воспитании личности. Он полагал, что в возрасте от семи до десяти лет ребенок может начать изучать один иностранный язык, а позднее, если это окажется нужным, ознакомиться с другим языком [Каптерев, 1897, c. 41]. Однако педагог считал, что раннее изучение нового языка вредит умственному развитию ребенка, «калечит детский ум». «Слишком раннее начало изучения иностранного языка внесет громадную путаницу в неустановившееся еще детское мышление, будет колебать все, сделанное дитятей, приобретения. При раннем изучении иностранного языка ум дитяти, еще слабый в одной форме мышления, даваемой одним языком, будут втискивать в другую, отличную от первой, форму, представляемую другим языком, еще нетвердые представления о предметах будут запутывать новой точкой зрения на них; вместо живого наблюдения окружающих явлений дите изучением иностранного языка будет втягиваться в довольно отвлеченный мир различных форм слова и запоминание их» [Каптерев, 1897, c. 38]. И позднее уже в гимназии ребенок, опять заучивая древние языки, вынужден питаться «пищей, не соответствующей его силам и развитию», мозг, становится менее способным к наиболее совершенному развитию психической деятельности» [Каптерев, 1912, c. 136]. Петр Федорович Каптерев резко выступал против зубрежки, сводившей изучение языка к чистой эксплуатации детской памяти, «к непрерывному механическому запоминанию, зазубриванию вокабул, псалмов, молитв, стихов». Такой путь изучения языка он называл «прямым варварством, делом антипедагогичным», «попугайством».
Справедливости ради, следует отметить, что П.Ф. Каптеров не отметал полностью мысль о раннем обучении иностранному языку, он возражал лишь против бездумного, поспешного подхода к этому вопросу. В «Основных началах семейного обучения» П.Ф. Каптерев подробно освещает тему раннего обучения иностранным языкам. Прежде всего, он указывал на сроки начала изучения иностранного языка: можно знакомить ребенка с новым языком после того, как ребенок овладеет родным, ознакомится с произведениями народного творчества - с народными сказками, былинами, песнями, поговорками, загадками и, сверх того, с доступными детскому возрасту лучшими произведениями русских поэтов. Дитя должно жить в русской среде, ознакомиться с природой страны, его религией [Каптерев, 1897, c. 39].
П.Ф. Каптерев четко не устанавливал возрастной период, когда раннее обучение иностранному языку не только не принесет вреда, но и будет полезно. Он полагал, что для всех детей указать один срок невозможно, но все-таки он останавливается на семилетнем возрасте. Более того, П.Ф. Каптеров предупреждает, что «не следует и запаздывать с этими занятиями. Каждому овощу свое время» [Каптерев, 1897, c. 39]. Что подразумевал под этим педагог? Он отмечает особые успехи детей этого возраста (8-15 лет) в области речи, в словотворчестве, что выражается в создании собственного «секретного языка». Кому не известно стремление детей придумать свои собственные языки, всячески комбинируя и искажая словоформы родного языка? Поэтому необходимо использовать благоприятные физиологические особенности детского возраста, перейти от занятий «низшей деятельности» к развитию высших способностей, т.е. изучению нового языка.
Если рассматривать иностранный язык лишь как новые «формы языка - этимологические и синтаксические», то для первоначального воспитательного периода древние языки наряду с математическими дисциплинами, как мыслил П.Ф. Каптерев, не годятся. Зато в последующие годы, подчеркивал педагог, они очень важны для духовного роста ребенка.
Столетие разделяет нас, современных специалистов в области языкового образования, с известным русским педагогом Петром Федоровичем Каптеревым, но его концептуальные методические идеи раннего обучения иностранному языку актуальны и сегодня. В этой связи изучение педагогического наследия выдающихся мыслителей, педагогов, относящихся к классике русской гуманистической педагогической мысли, не может не представлять теоретического и практического интереса в аспекте актуализации задач расширения современного педагогического знания.

Литература:
  • Власова Т.И. Духовно-ориентированная парадигма воспитания воспитания в отечественной педагогике // Педагогика. 2006. №10. С. 36-42.
  • Зарецкая М.Н. Духовно-нравственное воспитание студентов на уроках английского языка // Молодой ученый. 2015. №6. С.601-605.
  • Каптерев П.Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. СПб: Русская школа,1897. С. 37-48.
  • Каптерев П.Ф. Основные начала семейного обучения // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Изд-е 2-е, доп., вып.VII. СПб, 1912. 209 с.

Юлия Кожухова

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля
  • Должность: ст. преп. кафедры иностранных языков, факультет ФМ и ЕН, РУДН
  • Место работы: РУДН
Спасибо за интересную статью. Тема воспитания личности через изучение иностранного языка очень близка многим из нас. Хотелось бы еще узнать, отмечал ли П.Ф. Каптерев значение изучения иностранных языков в формировании таких волевых свойств личности, как, например, упорство в достижении цели, умение доводить дело до конца, настойчивость.
Кожухова Юлия Владимировна, ст. преп. кафедры иностранных языков, факультет физико-математических и естественных наук, РУДН

Kalashnikova

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля
  • Должность: teacher
  • Место работы: RUDN
Как Вы относитесь к занятиям иностранными языками в старшем (бальзаковском) возрасте?
K

Дронова Светлана

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля
  • Должность: старший преподаватель Департамента языковой подготовки
  • Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ
Как соотносятся в теории П.Ф. Каптерева патриотическое воспитание и изучение иностранных языков? Не противоречат ли эти понятия друг другу?
Дронова С.Ю., ст.преп. Департамента языковой подготовки, аспирантка Департамента ПолитологииФинансовый Университет при Правительстве РФ