Автор Тема: Кузнецова Е.В.-ИННОВАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ  (Прочитано 348 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Кузнецова Е.В.
Донецкий национальный университет
e-mail: eku16@mail.ru

ИННОВАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены инновации интернет-технологий и их преимущества для политической коммуникации, особенно в деятельности политических партий и общественных объединений. Результаты показали, что посредством коммуникации повышается политическое участие активных пользователей сети. Негативная тенденция политической пассивности может быть снижена путем установления контактов со структурами власти, политическими партиями и объединениями с помощью инноваций в интернет-технологиях. Но интернет не должен становится только площадкой для обсуждения актуальных вопросов, взаимно ориентированную политическую коммуникацию следует направлять на реальное решение социально-политических проблем, которое усилит активную гражданскую позицию, в первую очередь, молодых людей.
Ключевые слова: инновация, политическая коммуникация, интернет-технологии, средства массовой информации, политическое участие. 

INNOVATIONS IN THE POLITICAL COMMUNICATION

Abstract. The article describes the innovations of internet technologies and their advantages for political communication with political parties and non-governmental organisations. The results have shown that political participation of active net users is increased by means of communication. The negative trend of political passiveness may be reduced through contacts with authorities, political parties and organisations with the help of innovations in internet technologies. But the internet is not to be as a place for discussing actual  issues. It is to be aimed to find practical solution of social and political problems and as a result to stimulate young people′s public activities.       
Keywords: innovation, political communication, internet technologies, mass media, political participation

Действенным фактором влияния на формирование политических взглядов и политического участия является политическая коммуникация, в которой заметную роль стали играть инновации в интернет-технологиях. Политическая коммуникация посредством инновационных интернет-технологий расширяет своё присутствие в жизни общества и возможности политического взаимодействия. Распространение интернет-технологий в значительной степени влияет на политическую коммуникацию, способствуя активизации диалога представителей власти и политической элиты с населением, в первую очередь, активных пользователей интернет-ресурсов. Это говорит об актуальности исследования проблем инновационных технологий в процессе политической коммуникации.
Внедрение инноваций в процесс политической коммуникации требует своего изучения, и, прежде всего, рассмотрения следующих вопросов: влияния средств массовой информации (СМИ) на различные модели политического поведения; определения роли инноваций в политической коммуникации политических партий (общественных объединений) и активных пользователей сети Интернет; выделения преимуществ и недостатков интернет-технологий в процессе политической коммуникации.
Активизация политической коммуникации способствует повышению уровня политической культуры и эффективному развитию политически социализированного человека. Формирование качественной политической культуры в процессе коммуникации вырабатывает у человека адекватное поведение в политическом процессе, уменьшая непредвиденные ситуации. Индивидуум овладевает навыками, чтобы оправдать ожидания общества, которые потом влияют и на формирование этого общества [Nohlen, 1991, с. 533-536]. Существуют разные теории влияния СМИ на формирование политической культуры и политическое поведение [Кузнецов, 2002; Березин, 2000; Хлистун, 2005]. Так, исследования сетевой модели политического поведения под влиянием информационного поля и информационных сетей на повседневную жизнь объясняют разную реакцию людей на политические события особенностями коммуникационных процессов. Это означает, что, для того, чтобы понять, какие политические ориентации личности, необходимо изучить межличностные отношения и коммуникации, которые формируются вокруг него. Когнитивная теория политического поведения исследует не только информационные потоки, а то, как индивид отбирает информацию и как её интерпретирует, т.е. как интегрируется влияние информации и когнитивные способности индивида. Основное внимание уделяется внутренним процессам, а не структурным факторам, социальному окружению и политическому нормативному порядку. Эти теории можно дополнить применением диалоговой модели информационно-коммуникационных технологий.
Рассмотрим, как эти теории осуществляются в процессе политической коммуникации. Согласно первой теории, политическая коммуникация строится на межличностном общении после получения информации. Когда говорят, что СМИ освещают мнение не больше 10% населения [Тавокин, 2005, с. 101], то вспомним теорию Э.Роджерса [Политические коммуникации, 2004, с. 82], согласно которой массовой коммуникации нет необходимости влиять на всё население. Следует убедить 5% граждан, после чего идея, которая последовательно проходит пять этапов коммуникации (внимание, интерес, оценка, принятие, подтверждение), уже самостоятельно осуществляется на всех уровнях социальной и политической системы с использованием структур межличностного общения. Информация передается, усваивается и становится объектом обсуждения двух и более субъектов. Источниками получения информации могут быть разные СМИ. Приведём для сравнения социологические данные Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и АНО «Левада-Центр» [Данные ФОМ, «Левада-Центр»].

Таблица 1.
Из каких источников Вы чаще всего узнаете
новости, информацию?
2010г.2011г.2012г.2013г.2014г.2015г.2016г. (молодежь 18-30 лет)
Телевидение87929286878877
Новостные сайты в интернете13202626293361
Печатная пресса (газеты, журналы)21272922182016
Разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми19172319221634
Радио192121.19181613
Форумы, блоги, сайты социальных сетей47912141150
Затрудняюсь ответить2111111
Источник: http://fom.ru/smi-i-internet/12140;
http://fom.ru/SMI-i-internet/12873

Таблица 2.
Откуда Вы чаще всего узнаете о новостях в стране и в мире
авг.09июн.13мар.14ноя.15июл.16
Телевидение9488908586
Интернет-издания (газеты, журналы, информационные порталы)921242133
Друзья, родные, соседи2624252427
Социальные сети Интернета614151323
Радио4116181322
Газеты3720191319
Журналы84524
Другое<11111
Не интересуюсь этим<11<111
Затруднились ответить<11<112
Источник: http://www.levada.ru 12.08.2016

Как видно из данных таблиц, основным источником является телевидение, ведь как известно, больше верят тому, что видят, а не читают или слышат, хотя и заметно незначительное уменьшение его влияния на аудиторию. Вместе с тем, можно только отчасти согласиться с точкой зрения М.Херманна, что телевидение представляет наиболее детализированный вариант современной политической коммуникации [Сарасов]. Исследуя политическую коммуникацию, необходимо отметить большие возможности взаимодействия, в котором интернет уже играет и будет играть ещё более значительную роль. И по данным этих опросов, роль интернет-изданий и социальных сетей в распространении информации увеличивается. Хотя визуально информация воспринимается быстрее и запоминается на более долгое время, но, как правило, предпочитают телевидение люди старшего поколения, а молодые люди – интернет-технологии, сетевое общение, в блогах, формируя, таким образом, свое мнение. Действительно, согласно опросов предпочтений молодежи в 2016г., заметно резкое отличие: 61% молодёжи узнаёт информацию из новостных интернет-сайтов, а в целом разных возрастных групп за последние годы – от 20% до 33% опрошенных. Форумы, блоги, сайты социальных сетей являются источником информации для 50% молодёжи, а в целом – от 7% до 14%. Для всех СМИ характерна не просто оперативность, быстрота и краткость предоставления необходимой информации, но и тот контекст, именно на который и хотят обратить внимание реципиента. Интернет предоставляет больше возможностей выбора, т.е. мы переходим к рассмотрению признаков второй теории, а именно, как отбирается и интерпретируется информация. Специфика инновационного развития политической коммуникации объясняется направленностью на различные виды и уровни информационных потоков: актуальная информация, необходимая в рамках государственного управления; информационная среда деятельности партий и общественных движений; информация, обращенная непосредственно к общественному мнению, к массовому сознанию; неформальная коммуникация, включающая политические мифы, анекдоты [Яскевич, эл.ресурс]. Эти и другие особенности подачи информации необходимо учитывать для успешной политической коммуникации. Не всякая информация приводит к коммуникативным действиям между политическими субъектами. Возможно не налаживание, а разрушение коммуникации. Поэтому СМИ следует учитывать адресность подачи информации, особенности аудитории, ориентируясь на существующие в данной среде настроения, доминирующие политические традиции и обычаи. Отчасти начало событий на востоке Украины было вызвано тем, что не учитывались особенности региона, а также недостаточным вниманием к роли политической коммуникации, её направленности на сближение региональных отличий. Политическая коммуникация – это не только обсуждение проблем на различных политических ток-шоу, а потребность в проведении общих акций, скайп-конференций, реализации совместных проектов, приглашение на региональные телеканалы представителей других регионов, публикация их интервью, статей в местных СМИ, проведение интерактивных политических игр среди молодежи и т.д. Таким образом, необходимо согласно третьей теории налаживать диалоговую модель влияния СМИ на политическое поведение и политическую культуру.
В настоящее время монополия телевидения на предоставление информации бесспорна, и такое положение будет ещё сохраняться, но, что касается развития интерактивной политической коммуникации, то роль интернет-технологий, как уже отмечалось, будет только усиливаться. Интернет включает все характеристики телевидения, радио и печатных изданий, кроме того, устанавливает обратную связь в реальном времени. Новые инновационные формы политической коммуникации увеличивают доступность информации для более широких дискуссий по политическим вопросам. Таким образом, происходит постепенная переориентация политической коммуникации с телевидения на интернет, т.к. есть больше возможностей (оперативность, интерактивность, низкие затраты, бóльший охват аудитории, отсутствие пространственно-временных границ и т.д.) привлечь население к политическому участию, чем активно пользуются политические партии и общественные объединения.
Значимость инновационного фактора политической интернет-коммуникации проявляется в обеспечении бóльшей доступности политической информации, упрощении обратной связи власти и граждан, публичного обсуждения политических событий, обеспечении прямого диалога интернет-сообщества с политическими лидерами [Акопов, 2013, с. 3]. Усиление роли инноваций в политической коммуникации обусловлено проявлением борьбы между политическими субъектами за привлечение внимания населения и вовлечения его в политическую жизнь. Чтобы привлечь больше сторонников, политические партии и их лидеры вынуждены быстро реагировать на инновационные изменения интернет-коммуникации. Когда мы говорим о политической коммуникации, подчеркнем, что этот взаимный процесс происходит при одновременном влиянии и взаимодействии всех участников. Так, партийные структуры могут использовать интернет с целью анализа мнений и настроений населения, проведения различных опросов, обмена идеями, презентации различных политических проектов и информирования о готовящихся мероприятиях т.д. Таким образом, осуществляется популяризация политических идей и программ и их внедрение в сознание участников сетевого политического процесса. Политические партии и общественные объединения заинтересованы в продвижении своих идей, политической рекламе, а сделать это оперативно, с максимальным охватом и минимальными затратами возможно при использовании новейших информационно-коммуникационных технологий. Поэтому выгодно с наименьшими затратами создать несколько сайтов, блогов, которые будут способствовать установлению политической коммуникации с населением. С другой стороны, граждане могут принимать непосредственное участие в управлении политической партией или общественным движением, оказывать воздействие на принятие решений, высказывая свои рекомендации либо претензии к деятельности политической организации. Также посредством интернет-технологий может действовать «электронное» правительство, осуществляться связь с государственными органами, предоставляться возможность электронного голосования, проводиться обсуждение законопроектов и интернет-конференций с обменом мнениями по различным социально-политическим проблемам. Однако, следует учитывать, что не все, даже из активных пользователей интернета, являются компетентными специалистами. Именно поэтому предлагается ограничить круг экспертами или делегировать полномочия специалистам в конкретной сфере.
Инновации в данной сфере будут только укреплять свои позиции, делая СМИ самостоятельным субъектом политической коммуникации, способным оказывать значительное влияние на политические убеждения и ориентации населения. Интернет может выиграть, противопоставляя свои информационные потоки освещению политических проблем телевидением или печатными изданиями. У него, как уже было указано, неограниченные возможности взаимодействия: круглосуточная связь, охват любой точки мира, нет необходимости одновременного присутствия в одном месте большого количества людей. Одна из задач – обеспечить быстрый и качественный доступ к сети (например, дальнейшее развитие стандартов Wi-Fi для передачи цифровых потоков данных). На сегодняшний день динамика увеличения проникновения интернет-технологий в политический процесс очевидна. Но первоочередной задачей является заслужить доверие и убедить в активной гражданской позиции. Для населения политическая коммуникация посредством интернет-технологий – возможность выразить гражданскую позицию и донести свою точку зрения представителям власти, политической элиты, политических партий и объединений, обсуждая актуальные и значимые события в сфере политики. Это означает, что для осуществления политической коммуникации необходима психологическая готовность граждан принимать активное политическое участие и достаточный уровень политической культуры, но самое главное – доверие к СМИ [Данные ФОМ, «Левада-Центр»]. Из ниже приведенной таблицы, мы видим, что лидирующее положение занимает телевидение, но разница в данных за 2009г. и 2016г. очевидна. Так, уровень доверия телевидению уменьшился с 79% до 59%, а интернет-изданиям и социальным сетям увеличился соответственно с 7% до 20% и с 4% до 12%.

Таблица 3.
Каким источникам информации Вы более всего доверяете
в освещении новостей в стране и в мире
авг.09июн.13мар.14апр.15
ФОМ
ноя.15июл.16
Телевидение795150634159
Интернет-издания (газеты, журналы, информационные порталы)71420151820
Друзья, родные, соседи9161971912
Социальные сети Интернета4111591410
Газеты, журналы41194912
Радио2312138119
Другое<111111
Никому не доверяю6841688
Затруднились ответить366566
Источник: http://www.levada.ru 12.08.2016;
http://fom.ru/smi-i-internet/12140

Интерес представляет опрос молодых людей от 18 до 30 лет, который показывает зависимость уровня доверия источникам информации от места проживания (крупный город-село)[Данные ФОМ].

Таблица 4.
Кому из этих источников информации
Вы доверяете больше всего?
Все опрошенныеМоскваГорода 1 млн и болееГорода 250тыс. до 1 млнГорода от 50 до 250 тыс.Города менее 50тыс., ПГТСела
Телевидение36173039373644
Информационные, новостные сайты в интернете22343124182313
Социальные сети, форумы, блоги в интернет101571211108
Газеты, журналы7696777
Разговоры с родственниками, друзьями, знакомыми1103111
Радио12121<1<1
Другое1201<111
Никаким источникам не доверяю1318108181415
Затрудняюсь ответить72107589
Источник: http://fom.ru/SMI-i-internet/12873

Отметим, что среди этой возрастной категории очевидна тенденция уменьшения разрыва между доверием телевидению и интернет-источникам, что подтверждает более значительную роль интернет-технологий среди сегодняшней молодежи, в первую очередь, крупных городов, которая будет усиливаться с каждым последующим годом.
Следует отметить, что влияние интернет-коммуникаций имеет не всегда положительные последствия, возможно и агрессивное манипулирование умонастроениями населения, его активной части, как правило, молодого возраста. Использование на сайтах компрометирующих материалов, распространение ложной информации, некомпетентность выразителей мнения, которое навязывается другим, запутывает, отвлекает внимание от важных актуальных проблем – вот некоторые негативные последствия влияния интернет-технологий. Анализируя деятельность интернет-сообщества, можно понять настроения и позиции, выделить предпочтения и определить наиболее эффективные способы грамотного воздействия на аудиторию и усилить политическую пропаганду. Поэтому важно в чьих руках находятся медиа-ресурс и как используется. Максимизация финансовых прибылей медиа-корпораций приводит и к увеличению каналов распространения информации, и к излишней пропаганде и манипулированию, а порою и подтасовке фактов. СМИ, как уже отмечалось, обладают возможностью влияния на формирование политических установок и ценностей. С одной стороны, разнообразие источников подачи информации позволяет выбрать мнение, подобное твоему, но с другой – мнение может сформироваться под умелым влиянием и навязыванием чужой позиции. Эффективные манипуляции поведенческими реакциями могут быть направлены на поляризацию настроений среди населения в случае чьей-либо заинтересованности.
Появление новых возможностей обратной связи делает интернет-коммуникации в политической сфере действенным инструментом для включения масс в политический процесс, или наоборот, отчуждения. Есть вероятность, что произойдет уход в виртуальную коммуникацию, что отвлекает от реального решения проблем и способствует большей политической отчужденности. Просто подача большого объема информации ведет к её потреблению реципиентом и привыканию.
Вследствие передачи информации должен возникать обмен мыслями и обсуждение, которое способствует тому, что проблема не замалчивается, а активно обсуждается. Например, заметную роль в политической коммуникации стала играть блогосфера, которая позволяет выделить авторитетных и компетентных блогеров, комментирующих политические события и способных побудить к политической коммуникации остальных граждан, повышая их заинтересованность и, возможно, политическое участие. В современных условиях политическое участие проходит недостаточно активно из-за низкого уровня политической культуры населения, поэтому необходимо повышать уровень внедрения инноваций в процесс политической коммуникации.
Однако, интернет-дискуссии могут имитировать («симулировать») политическую активность в виртуальном пространстве, не предпринимая дальнейших шагов. Нахождение оптимальных решений при обсуждении проблем политическими экспертами и активными компетентными пользователями должно приводить к действию, т.е. их практическому решению. Поэтому политическая коммуникация своей главной задачей должна ставить не просто обсуждение или обмен информацией, а направленность на практическое решение конкретных социально-политических проблем.
Как уже было отмечено, телевидение остается основным источником получения информации. Получение большого количества информации из такого источника как телевидение делает его, по мнению П.Лазарсфельда и Р.Мертона, «социальным наркотиком», который способствует отрыву индивидов от участия в социальной жизни, делает его пассивным потребителем информации [Клячин, 2003, с. 164]. Этим можно объяснить, что большинство являются только бездействующими потребителями информации, неохотно проявляют своё участие в общественно-политической жизни. Политическая коммуникация посредством инновационных технологий в интернете может привлечь аудиторию и побудить к действию, необязательно участию в политических акциях, митингах, а, например, занятию благотворительностью [Данные ФОМ].

Таблица 5.
Что из перечисленного вам приходилось делать в интернете за последние полгода-год?
Месячная интернет-аудитория (%)Пользователи-активисты (%)
Высказываться по общественным и политическим проблемам в блогах, социальных сетях, на новостных сайтах640
Посещать сайты партий, общественных (некоммерческих) организаций, политических лидеров535
Жертвовать деньги в благотворительные фонды, незнакомым нуждающимся людям428
Участвовать в интернет голосованиях по политическим вопросам216
Размещать на централизованных сервисах информацию о местных проблемах (например, свалка мусора, сломанная детская площадка и т.п.)214
Вступать в группы партий / политических лидеров в социальных сетях16
Распространять информацию об общественных и политических проблемах и событиях16
Вступать в группы общественных (некоммерческих) организаций, инициатив по решению общественных проблем и помощи нуждающимся в социальных сетях15
Подписывать петиции, законопроекты, обращения в интернете16
Участвовать в общественной экспертизе законопроектов15
Жертвовать деньги на реализацию проектов (например, интернет-СМИ, выпуск музыкального альбома, проведение мероприятий)03
Жертвовать деньги кандидатам на выборах01
Другое02
Ничего из перечисленного810
Затрудняюсь ответить40
Источник: http://fom.ru/SMI-i-internet/10985

Как видим, разница в процентном соотношении между активными пользователями сети и обычной аудиторией впечатляет.
В заключение исследования проблем инноваций интернет-технологий в процессе политической коммуникации, можно отметить, что развитие общества с высоким уровнем политической культуры не пройдет успешно, если не удастся заложить своим членам определенный набор общепринятых в обществе политических знаний и ценностей. В процессе политической социализации одну из главных ролей и должна сыграть политическая коммуникация.
В процессе политической коммуникации СМИ не только отображают и интерпретируют действительность, сколько конструируют её по своим правилам, когда активность или пассивность населения непосредственно связана с тем, как СМИ подают политическую проблему.
В настоящее время происходит постепенный переход влияния телевидения к интернет-коммуникациям, потому что нужно не просто получить информацию, но и осуществить интерактивное взаимодействие. В случае обеспечения доступа к интернету, активные пользователи, в первую очередь, молодежь в большей степени перейдет к получению информации из интернета. Необходима инновационная креативность интернет-коммуникаций, чтобы привлечь большее количество пользователей. Инновации интернет-технологий позволят использовать их как действенный интерактивный инструмент политической коммуникации. Упростив прямой контакт со структурами власти, политическими партиями и объединениями интернет-технологии будут способствовать снижению негативной тенденции политической пассивности населения. Интернет становится своего рода совместной площадкой для населения, государственных органов, политических партий и различных организаций, фондов, которая должна направлять усилия на выявление проблемы и её практическое решение. Проблемно-ориентированное взаимодействие разных структур по конкретной ситуации с последующим видимым решением усилит активность граждан, будет способствовать формированию активной гражданской позиции, вовлеченности в политический процесс.

Литература:
  • Акопов Г.Л. Политические интернет-коммуникации как инновационный фактор общественного развития: Автореф. дис. докт. полит. наук. СПб., 2013, с.38   
  • Березин Г.В. Особенности  влияния СМИ на формирование современных политических ориентаций россиян (на примере телевидения): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2000. 18с.
  • Клячин А. Вплив політичної комунікації на процесс розгортання демократичних перетворень // Соціально-психологічний вимір демократичних перетворень в Україні. К.: Український центр політичного менеджменту, 2003. С. 159-171.
  • Кузнецов В.Ф. Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России: Автореф. дис. докт. полит. наук. М., 2002. 44с.
  • Политические коммуникации [под ред. А.И. Соловьева]. М.: Аспект Пресс, 2004. 332 с.     
  • Сарасов Е.А. Информационные инновации как фактор коммуникации (диалога) средств массовой информации и аудитории [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/11/2004_01/015.pdf (дата обращения: 25.12.16).
  • Тавокин Е.П. СМИ как фактор информации по обеспечению реформ // Социс. 2005. №10. С.100-106. 
  • Хлистун Г.Ю. Етика засобів масової інформації в сучасних політичних процесах: Автореф. дис. канд. політ. наук. К., 2005. 20с.
  • Яскевич Я.С. Коммуникативная рациональность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svom.info/entry/493-kommunikativnaya-racionalnost/?collection=27 (дата обращения: 30.11.16).
  • Nohlen D. Staat und Politik. Wörterbuch. München. Zürich: Piper, 1991. 641 S.


Дронова Светлана

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля
  • Должность: старший преподаватель Департамента языковой подготовки
  • Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ
Очевидно, что различные СМИ, в особенности Интернет и телевидение играют значительную роль в современной политической коммуникации, и их роль только усилится в будущем. Но параллельно с положительными сторонами вопроса есть и проблемы, например, использование интернета, в частности, социальных сетей, для вербовки террористов, распространения деятельности радикальных, подчас, запрещенных, политических сил. Как, с Вашей точки зрения, возможно контролировать данный процесс?
Дронова С.Ю., ст.преп. Департамента языковой подготовки, аспирантка Департамента ПолитологииФинансовый Университет при Правительстве РФ

Kutieva

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 29
    • Просмотр профиля
  • Должность: PhD
  • Место работы: REA
а что все-таки вкладывается Вами в понятие "политическая коммуникация"?
Kutieva