Автор Тема: Бортникова А.В.-ИСТОРИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ  (Прочитано 524 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Бортникова Александра Владимировна
преподаватель
Академиия Гражданской Защиты при МЧС России
e-mail: alex17-06@mail.ru

ИСТОРИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируется история развития Дистанционного обучения в России и за рубежом. Основное внимание уделяется педагогическим аспектам развития Дистанционного обучения. Так же в статье приводятся примеры учебных заведений, которые практикуют эту форму обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, форма обучения, интернет обучение.


HISTORY OF DICTATANCE LEARNING

Abstract. This article deals with the analysis of distance learning in Russia and abroad. The attention is given to the the pedagogical aspect of the distance learning. The examples of educational institutions are enlisted in the article.
Keywords: distance learning, mode of study, internet lerning.


Начальным этапом развития дистанционного обучения в Европе считается середина 19 века. Наиболее активное участие в развитии дистанционного обучения принимало Соединенное Королевство. Основоположником дистанционного обучения считается Исаак  Питман. В 1840  он решил начать обучать студентов стенографии в всем Соединенном  Королевстве, отправляя письма по почте. Именно этот год считается годом создания первого  дистанционного курса обучения. А в 1836 году в Объединенном Королевстве  был образован Лондонский Университет, который позволил студентам из других  городов сдавать экзамены при условии, что они учились в  высших учебных заведениях.  Университет давал  великолепную возможность получить высшее образование на расстоянии. Эта форма оказалось востребованной и вскоре обрела популярность. Поэтому позднее возможность сдать  экзамены была предоставлена студентам из  других стран. При этом было неважно в каком учебном заведении они получали образование. Эту форму обучения стали применять и другие учебные заведения.
В 1850 году в Германии  Лангеншайд опубликовал  так называемые «обучающие письма»,  которые позволяли изучать  язык всем желающим. В свою очередь в Америке  так же были предприняты первые попытки в  сфере дистанционного обучения. В 1873  году Анна  Тикнор начала  систему обучения  женщин, с помощью почтовых отправлений. В  основе лежала  программа «Общество поддержки домашнего обучения». Постепенно программа обучения по почте стала применяться в университетах в разных штатах. Стали публиковать  материалы для  добывающих отраслей,  по технике  и многое другое необходимое для  организации труда. Такие курсы стали очень популярны. Это привело  к тому, что в  1891 году создали  курс, который  становится моделью программы обучения по почте. Он охватывал разнообразные предметы предметы. Уже в году 1892 в Чикагском Университете  было создано  отделение дистанционного обучения. За  короткий срок  дистанционного обучения распространилось по разным странам. На  этапе обучение проходило в рукописном варианте. Следует отметить, что учебные пособия не были детально продуманы и качественно организованными, а доставлялись они с помощью почтовых отправлений.
 На втором этапе материалы становятся более качественными, появляются цветные иллюстрации. Ко второму этапу развития дистанционного обучения относится также год 1969,  когда в Великобритании создается  Открытый университет - самый известный  в мире университет дистанционного образования. Премьер-министр Гарольд Уилсон лично курировал его работу, он же принимал активное участие в  создании учебных планов,  учебно-методических пособий. Отметим несколько вех из истории создания Открытого  Университета (http://www.open ac.uk):
  • в 1962 г. лорд  Янг выдвинул идею  Открытого Университета – особого учебного заведения  для взрослых  занятых людей;
  • в 1963  выступая в Глазго,  Вильсон предложил идею создания «Эфирного университета» - объединение существующих учебных заведений, использующих теле- и радиовещание  для   «доставки преподавателей на  дом» к взрослым студентам. Заняв пост премьер-министра, он  предложил министру   культуры Дженни Ли стать руководителем этого проекта, именно под ее началом возникает проект Открытого Университета;
  • в 1969 г. Указом Королевы Великобритании был основан Открытый Университет как независимый университет, существующий наравне с другими;
  • в 1975 г. первый вице-канцлер и основатель Открытого Университета сэр Уолтер Перри оценил Открытый Университет как стимулятор создания новой структуры образования.
Практические последствия такого отношения к образованию выразились в том, что тысячи людей смогли получить необходимые знания, обучаясь по ускоренной гибкой системе автономных курсов за относительно невысокую плату и испытывая при этом минимум неудобств.
В настоящее время в Великобритании, которая опережает страны ЕС как по общему уровню информатизации, так и по степени распространения дистанционного обучения, рынок онлайн-обучения планируют заполнить не столько за счет внутренних «резервов», сколько за счет иностранных студентов. В 2003 году был запущен новый веб-проект UkeU, рассчитанный на то, что 80% всех онлайн-учащихся будут приходиться именно на зарубежных пользователей портала.
Третий этап связан с активным развитием информационных технологий. Сюда относится работа с электронной почтой, сайтами, социальными сетями, возможность использования телеконференций, бесед с преподавателем по скайпу; интерес представляет также работа с компьютерной графикой и мультимедиа. Иными словами, на современном этапе развития общение между преподавателем и студентом устроено максимально технологично и удобно, что позволяет индивидуализировать даже дистанционные формы обучения [Stepanenko, Torosyan, 2016].
В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях. Эта модель обучения подразумевала заочное обучение. Эта система предлагала курсы для самых разных направлений и уровней. В 60-е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а также факультеты заочного обучения.
На начальном этапе дистанционное образование проходило по следующей схеме. В начале курса начитывались установочные лекции, присутствие на которых являлось обязательным, а так же подробнейшим образом описывались цели курса и предоставлялись необходимы материалы. На протяжении указанного срока, студент самостоятельно изучал информацию по курсу. При этом, у него была возможность созваниваться или списываться с преподавателем по вопросам, которые ему казались спорными. По итогам года или семестра студенты приезжали в учебное заведение на сессию. Эта система активно развивалась в Советском Союзе, но с его распадом развитие дистанционного образования в нашей стране пошло на спад. Во многом это произошло из-за кризисных явлений в экономике и политике.
Тем не менее и в 90-е годы прошлого века в нашей стране были определенные этапы в развитии дистанционного обучения. Так, в 1993 году в России был открыт филиал ЕШКО -  частное образовательное учреждение дополнительного образования «Европейская школа корреспондентского обучения». Это учреждение является одним из ведущих международных учебных заведений, осуществляющих свою деятельность в сфере дистанционного дополнительного образования. Его учебная программа позволяла удаленно изучать английский язык с помощью кассет. После  прохождения курса студентам выдавали сертификаты.
Развитие  обучения в системе  российского образования продолжалось. Правда, по утверждениям специалистов в области дистанционного обучения, широкое распространение оно обрело только тогда, когда в России появились  технические возможности,  телекоммуникационные каналы [Тихонова, 2013]. Особое значение для России играло то, что до провинции, на которую в основном была нацелена новая форма обучения, все современные технологии дошли намного позже.
Отечественные методисты всегда  настаивали на том, что онлайн-форма обучения   ни в коем мере  не является  заменой традиционному обучению. Ничто не сможет полностью заменить общение с  педагогом или  атмосферу, которая складывается на занятиях [Кутьева, 2016]. Считается, что электронное обучение  эффективно тогда,  когда оно используется в  дополнение к традиционному, тем самым обогащая образовательный процесс.
Одним из основополагающим документов в сфере дистанционного обучения того времени был приказ:
- приказ  образования Российской  № 1050 от  1997 г. и №  от 27 мая  2000 г.; «О проведении эксперимента в сфере дистанционного образования».
Вводится новая организационная структура – представительство дистанционного обучения (ПДО) в регионах. Всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения показал экономическую эффективность данной формы обучения по сравнению с традиционной (очной): затраты снижаются на 15 - 50%. Тенденция к снижению затрат на дистанционное обучение будет тем значительнее, чем большее число студентов будет обучаться с применением новых технологий.
Ряд высших учебных заведений страны в той или иной форме  применяет дистанционную  образования. Особое внимание следует обратить на Государственный Институт Новых форм обучения –  это первый в России институт дополнительного профессионального образования, способствующий интеграции и распространению лучших отечественных и международных практик, стандартов и технологий подготовки высококвалифицированных рабочих кадров в системе среднего профессионального образования.
ГИНФО вносит свой вклад в создание в Российской Федерации современной системы подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров.
В настоящее время основными направлениями деятельности института являются:
  • Стандартизация российских и международных профессиональных, образовательных стандартов и основных профессиональных образовательных программ
  • Развитие управленческой, педагогической и методической культуры
  • Адаптация лучших отечественных и международных практик подготовки высококвалифицированных рабочих кадров
  • Развитие технологий непрерывного образования, организаций профессионального образования.
В завершении нашего анализа развития дистанционной формы обучения обратим внимание на тот факт, что в 1999 годы началась разработка системы дистанционного обучения Moodle. Эта система позволила организовывать и осуществлять электронные образовательные курсы высшим учебным заведениям, которые были в этом заинтересованы. Для учащиеся дистанционных программ в системе Moodle доступны  форумы, чаты, онлайн тесты и прочие сетевые инструменты этой программы дистанционного обучения. Именно внедрение данной системы на территории Российской Федерации позволило всем высшим учебным заведениям организовать курс электронного обучения в профессиональном формате. На сегодняшний день система дистанционного обучения Moodle является самой распространенной системой дистанционного обучения с самым большим количеством пользователей и разработчиков.
История и  развитие дистанционного обучения наглядно свидетельствует о его  адекватности новым потребностям  общества.
Что касается высших учебных заведений и колледжей, то перспективы  дистанционного обучения очевидны. Студенты оценили эту форму обучения, особенно те из них, кто  работает. Все больше и больше работающих студентов выбирают эту форму обучения. Так как очень часто  у студентов нет возможностей обучаться на дневной форме без отрыва от производства. [Андреев, 2010, c. 30]. Популярность  дистанционного образования продолжает расти. Применение  технологий позволяет,  не покидая  города, получить необходимые знания. Кроме того, эта форма имеет низкую стоимость. Также появилась возможность доступа к высшему образованию для жителей регионов, где недоступен ряд специальностей, которые есть в крупных городах. Студенты имеют возможность более гибко подходить к процессу обучения, а также общаться с преподавателем по необходимым вопросам. Все эти положительные стороны открывают множество перспектив развития дистанционного обучения в нашей стране.
В целом, развитие мирового рынка дистанционного обучения продолжает идти достаточно активно, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой стороны, - развитие собственно информационных технологий, рост интернет-аудитории.
Развитие дистанционного обучения не стоит расценивать исключительно как дополнительный сервис для студента. В дистанционной форме обучения заинтересованы и сами учебные заведения, и государство, изыскивающие пути увеличения числа студентов при одновременном стремлении к общему снижению затрат.

Литература:
  • Андреев А. А. Роль и  преподавания в среде  // Высшее  в России. 2010. № 8/9. С. 41–45.
  • Бутырин  Ефимов Н.Н.,  В.А. ДО  оценкам экспертов// Дистанционное обучение. №4, с.20-23, 1997. 128
  • Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень, 1995 г., № 3. 19
  • Евстигнеева И.А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий (английский язык, языковой вуз): автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2013. – 25 с.
  • Кутьева М.В. Компетентностный подход в структуре коммуникативной методики: пробы, достижения, ошибки. В сборнике: Повышение академической мобильности преподавателей и студентов, в рамках сотрудничества РЭУ им. Г.В. Плеханова с международной образовательной корпорацией "Pearson". Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. М.: Pearson. 2016. С. 386-403.
  • Тихонова Е.В. Информационно-коммуникационные технологии и интернет в формировании автономии студента при обучении иностранному языку. В сборнике: Homo Loquens: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков сборник научных статей. Под редакцией И.Ю. Щемелевой. Санкт-Петербург, 2013. С. 321-329.
  • Stepanenko K., Torosyan L. The modern educational domain: prerequisites and prospects for individual learning path development.  Journal of Language and Education. 2016. Т. II. № 1 (5). С. 39-47.
« Последнее редактирование: Март 28, 2017, 18:47:16 от admin »

Kalashnikova

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля
  • Должность: teacher
  • Место работы: RUDN
В каких странах дистанционное обучение пользуется особой популярностью?
K

Юлия Кожухова

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля
  • Должность: ст. преп. кафедры иностранных языков, факультет ФМ и ЕН, РУДН
  • Место работы: РУДН
Тема статьи актуальна для многих. Хотелось бы поподробнее узнать, насколько велика разница в результатах между студентами, обучавшимися очно и студентами прошедшими дистанционный курс обучения.
Кожухова Юлия Владимировна, ст. преп. кафедры иностранных языков, факультет физико-математических и естественных наук, РУДН