Автор Тема: Хорохорина Г.А., Глухова Е.В.-СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  (Прочитано 429 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Хорохорина Г.А., Глухова Е.В.

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аннотация. Данное исследование сосредоточено на необходимости особо тщательного изучения принципов и подходов организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. Ключевая роль в формировании успешного подхода к организации работы со студенческой аудиторией в развитии способностей к самостоятельности принадлежит заданными критериям и структурированным умениям при успешном наращивании уровня профессиональной компетенции. В статье анализируются основные критерии уровня содержания и приемов обучения иностранному языку и культуре на основе организации самостоятельных занятий по иностранному языку. Рассматривается возможность формирования профессиональной компетенции средствами иностранного языка и овладения информативной компетенцией (на уровне навыка информативного чтения). Целью данной работы является совершенствование профессиональной компетенции как критерия уровня обучающегося иностранному языку в рамках организации самостоятельной работы.
Ключевые слова: интеграция в системе образования, компетенции студенческой аудитории, профессиональная компетенция, самостоятельная работа.

FORMATION MEANS FOR COMPETENCES OF A STUDENT AUDIENCE AT THE SELF-STUDY ACTIVITY

Abstract. This article is focused on the need for a careful study of the principles and approaches of organization of self-study work of students while learning a foreign language. A key role in the development of a successful approach to working with students in developing their skills belongs to the specified criteria and structured skills on successful capacity-level of professional competence. The article analyzes the main criteria for the level of content and techniques to learn a foreign language and culture through the organization of self-study work. The possibility of formation of professional competence by means of foreign language and mastery of informative competence (at the level of the skills of informative reading) is considered. The aim of this article is to improve the professional competence as the student’s criterion in the framework of the self-study activity.
Keywords: integration in the education system, the competence of the student audience, professional competence, self-study activity.

Современные процессы интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство, развитие новых информативных технологий способствуют повышению степени интернационализации образования, одним из важнейших результатов которой является возникновение различных концепций формирования коммуникативной компетенции специалистов, коммуникативной культуры личности. Владение навыками английского языка в сфере профессионального общения и способность к обучению в течение всей жизни являются неотъемлемым компонентом, предъявляемым международными стандартами развития современного общества к успешному специалисту. При этом, кардинальным образом трансформируется образовательная парадигма. Классно-урочная система презентации знаний в её классическом воплощении полностью утратила свою актуальность. Учебная аудитория сегодня выступает в качестве активного актора учебного процесса. Обучающиеся стремятся не воспринимать информацию, а самостоятельно её продуцировать [Хорохорина, Глухова, 2016].
Средствами формирования компетенций студенческой аудитории являются образование, профессиональная подготовка, социокультурная деятельность, которые составляют содержание непрерывного образования. Компетентность может быть определена в соответствии с государственным стандартом, где указаны общие требования к образованности специалиста. Профессиональная компетентность – это способность человека решать проблемы в своей профессиональной области, мастерство обработки и подачи релевантной информации студенческой аудитории.
Исследователи Р.П. Мильруд и И.Р. Максимова, наряду с лингвистической, прагматической, когнитивной компетенциями, необходимыми в профессиональной деятельности, вводят понятие информативная компетенция, которая должна рассматриваться как значимый компонент коммуникативной компетенции и является условием включения обучаемого в процесс иноязычного общения. Информативная компетенция выражается во владении содержательным предметом общения, устойчивом личном отношении к проблеме, знании возможных способов поведения [Мильруд, Максимова, 2000, c. 11-13]. Относительно профессиональной сферы деятельности рассматриваемый термин можно интерпретировать как «профессиональная информативная компетенция».
Согласно мнению К.Б. Акопян, Н.М. Мекеко, Е.А. Смыгуновой, Г.А. Хорохориной в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов недооцененную значимость имеет самостоятельная работа. Эффективность последней значительно вырастает в ситуации тщательного планирования преподавателем самостоятельных шагов обучающихся по формированию значимых профессиональных компетенций посредством перспективного планирования (тематические планы) и текущего планирования (разработка планов отдельных занятий и проектов). Правильная организация самостоятельной работы при обучении студентов-первокурсников иностранному языку позволяет решить и вопросы адаптации студентов к условиям вузовского обучения [Hakobyan, Mekeko, Smygunova, Khorokhorina, 2015, p. 5591-5592].
Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование профессиональной компетентности будущего специалиста посредством активной автономной деятельности студента, развитости его мотивации к учебной деятельности. Самостоятельная позиция студента в образовательном взаимодействии предполагает: (1) определение собственных образовательных целей и ориентиров; (2) построение мотивации к учебной деятельности; (3) сопоставление заявленных целей собственным наличным возможностями; (4) составление программы деятельности; (5) выполнение требований и инструкций, инкорпорированных в выбранную программу; (6) самооценку проделанной работы. В результате, студент от традиционного поглощения знаний переходит к выработке стратегий его продуцирования.
Особый фокус получает и деятельность педагога, в ареал которой входит не только координирования учебной деятельности, отбор и адаптация учебного материала и форм взаимодействия к уровню обученности группы, но и регулярного диагностирования уровня образовательных достижений студентов (в том числе, и входного) [Хорохорина, Глухова, Хорохорин, 2017]. Подобный подход требует от преподавателя реализации целого ряда ролей в рамках единого учебного процесса:
  • Менеджер (инструктаж, профессиональный комментарий последующий действий обучаемого, отслеживание выполняемых заданных действий);
  • Стандарт для подражания (определение стандартов в произношении, владении грамматикой, культурой и логикой выстраивания речи);
  • Консультант (советы и рекомендации со стороны преподавателя в оптимизации подходов к обучению);
  • Фасилитатор (помощь студентам при организации самостоятельной работы, либо помощь в возможности найти правильное вербальное воплощение определенной коммуникативной задачи);
  • Друг (демократичное отношение к дискуссивному проведению занятий);
  • Собеседник (расширение кругозора студентов определенными фрагментами дополнительного характера);
  • Социальный работник (помощь при адаптативном периоде, созание зоны психологического комфорта).
Селективный подход к учебному материалу и формируемым компетенциям должен ориентироваться не только на потребности студенческой аудитории, в целом, но и на выстраивание индивидуальных траекторий работы, исходя из необходимости мотивации студента к самостоятельному изучению иностранного языка. К примеру, предлагая обучающимся в качестве основного способа самостоятельного совершенствования иностранного языка чтение иноязычной профессионально ориентированной литературы, оптимальной представляется ориентация на развитие:
  • Умения объективной обработки получаемой информации: определить тему, исходя из заглавия; определить авторский замысел в процессе чтения; выделить ключевые единицы информации; соотносить информативные единицы текста с имеющимися знаниями; обобщить и синтезировать отдельные факты в смысловые части текста в результате установления некой связи между ними; соотносить отдельные факты друг с другом, определять последовательность излагаемых событий;
  • Умения субъективной обработки получаемой информации: оценка информации; оценка характера реализации замысла автором; ориентирование в прагматической установке текста; умение избирательно направлять свое внимание на значимую профессиональную информацию; усвоение информации посредством чтения, перевода, конспектирования, реферирования, аннотирования; вынесение выводов на основании полученных фактов; переработка информации на уровне вынесения собственных суждений без фактического подтверждения текстом (с отрывом от информации, изложенной в тексте); умение вербально выражать совершенно иную информацию.
Е.В. Тихонова и Т.Ю. Голечкова особо подчеркивают необходимость отслеживания сложности и логичности материала, который предоставляется для самостоятельного изучения иностранному языку, так как активизация доли самостоятельности при обучении на перспективу выносит развитие следующих составляющих личности студента – осознание важности самостоятельной работы по дисциплине, мотивация к успеху в обучении, потребность в непрерывной творческой самореализации, выработка и применение нестандартных решений поставленных задач, утверждение способности к самоконтролю, развитие целеустремленности в самостоятельной деятельности, мотивация к утверждению собственного мнения, аналитические тенденции самостоятельного поиска решений поставленных задач [Тихонова, Голечкова, 2014, с. 76].
Широкие возможности в этой связи, способно предоставить двухконтурное обучение (double loop learning), иными словами – формирование навыка непрерывного обучения через осознания самого механизма обучения в совокупности с рефлексией по поводу оптимальной организации образования. Речь идёт о процессе получения знаний, при котором сам процесс обучение подвергается рефлексии: обучающиеся сами прогнозируют пути организации обучение как наиболее эффективного. Главным является не просто решить поставленную цель, но сделать это наиболее эффективно, что невозможно без критического осмысления всего процесса. Возможность следовать не только логике учебного процесса, предлагаемого преподавателем, но и вносить в него индивидуальный смысл, позволяет обучающемуся занять самостоятельную позицию в образовательной коммуникации, научиться правильно подбирать источники знания, рационально использовать онлайн-источники, чтобы они выступали в качестве опоры, а не как прямой источник знания. Научить студента учиться – одна из самых сложных задач, стоящая перед современной образовательной системой [Тихонова, 2015, с. 170-171].
Особенно, сквозь призму того факта, что несмотря на осознание студентами релевантности актуальных требований реальности, они не всегда оказываются готовы к вызовам новой образовательно парадигмы, предполагающей активную самостоятельную позицию обучающегося, высокий уровень его ответственности не только перед самим собой, но и перед учебным коллективом (значительная часть образовательной интеракции предполагает групповое взаимодействие), базирующийся на стабильной и целенаправленной мотивации. Более того, даже демонстрируя высокий уровень интереса к информационным технологиям в образовании, обучающиеся достаточно быстро перестают выполнять задания, основанные на привлечении электронных и интернет средств, поскольку они требуют систематических и трудоемких усилий: значительно проще выполнить разовый трудоемкий проект, нежели систематически выполнять «промежуточные» задания [Мекеко, 2016, с. 380-381].
Осложняет ситуацию и дисбаланс в коммуникации преподаватель-студент. Студенты все чаще трактуют преподавателя в качестве консультанта / менеджера, что кардинальным образом меняет стиль общения в учебной аудитории. Многим преподавателям сложно осознать новые стандарты коммуникации. Студент, в силу возрастного максимализма, не осознает свою неготовность к реальной, а не декларируемой на словах, самостоятельной работе вне направляющей и определяющей деятельности педагога. Преподавателю, понимающему сколь масштабная работа стоит за его внешне «направляющей» деятельностью, сложно смириться с «понижением» собственного статуса в глазах аудитории. Таким образом, можно говорить о наличии сложностей в интеракции сотрудничества как внутри образовательного коллектива, так и в коммуникации педагога с учебной аудитории [Мекеко, 2016, с. 381].
Отсюда, несмотря на то, что организация самостоятельной учебной деятельности при обучении иностранному языку содействует увеличению результативности учебной деятельности, развивает профессиональную информативную компетентность будущих специалистов, мотивирует студентов к развитию и расширению личностного потенциала, имеют место и явные сбои в указанной эффективной системе, на преодоление которых необходимо обращать пристальное внимание. Самостоятельная работа студентов, все больше фокусируясь на интернационализации способов когнитивной деятельности, развитии творческого подхода к разрешению проблем многоуровневого образования (дистанционное образование, использование интранета и интернета, вовлечение социальных сетей при решении коммуникативных задач), предполагает слаженную и целенаправленную совместную деятельность учебного коллектива, каждой отдельной личности и преподавателя, основанную на глубоком взаимном уважении. Только в подобной атмосфере и возможно полноценное формирование компетенций будущего успешного специалиста, тем более, что эффективность самостоятельной работы студентов вне направляющей деятельности преподавателя в значительной степени снижается.

Литература:
  • Мильтруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 9-15.
  • Мекеко Н.М. Вызовы новой образовательной парадигмы: гибридное обучение, интеракция сотрудничества и информационные технологии // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков: сб. науч. тр. М.: РУДН, 2016. С. 379-384.
  • Тихонова Е., Голечкова Т. Аутентичность в контексте преподавания языка специальности // Современные технологии и тактики в преподавании профессионально-ориентированного иностранного языка. М.: РУДН, 2014. С. 66-76.
  • Тихонова Е.В. Инновационная педагогика в иноязычном образовании: перспективы и реальность // Профессиональная коммуникация и мультикомпетентность: сб. науч. тр. М.: МГИМО, 2015. С. 167-176.
  • Хорохорина Г.А., Глухова Е.В. Студенты как соавторы образовательного процесса // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков: сб. науч. тр. М.: РУДН, 2016. С. 149-153.
  • Хорохорина Г.А., Глухова Е.В., Хорохорин В.М. Функции преподавателя в образовательном ландшафте XXI в. // Научно-исследовательская работа как фактор развития образовательного пространства АСОУ и Московской области. М.: АСОУ, 2017.
  • Hakobyan K.B., Mekeko N.M., Smygunova E.A., Khorokhorina G.A. The effectiveness of building a culture of linguistic self-education among students in learning a foreign language in high school // INTED 2015: The Proceedings of the 9th International technology, education and development conference. Spain: IATED, 2015. P. 5587-5595.

Kutieva

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 29
    • Просмотр профиля
  • Должность: PhD
  • Место работы: REA
Вы пишете:  "Владение навыками английского языка в сфере профессионального общения и способность к обучению в течение всей жизни являются неотъемлемым компонентом, предъявляемым международными стандартами..." Расшифруйте, пожалуйста, какие именно  навыки Вы считаете приоритетными?
Kutieva

Тихонова Е.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 8
    • Просмотр профиля
  • Должность: к.и.н., доцент кафедры иностранных языков факультета физико-математических и естественных наук, РУДН
  • Место работы: РУДН
Как студенты в Ваших учебных группах воспринимают самостоятельную работу?
Тихонова Елена Викторовна, к.и.н., доцент кафедры иностранных языков, факультет физико-математических и естественных наук, РУДН

toughsadness32

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
  • Должность: Engineer
  • Место работы: IBM