Автор Тема: Дронова С.Ю.-ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ И ВОПРОС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ  (Прочитано 548 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Дронова Светлана Юрьевна
аспирантка, ст. преподаватель,
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации
e-mail: sydronova@fa.ru

ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ  И ВОПРОС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается современная система образования в Испании в контексте политической социализации. С точки зрения автора, политическая социализация, как осознание своего места и роли в обществе, в политике, в государстве, формируется на всех этапах обучения человека: от школы и до последних курсов университета или профессионального образования. Образование оказывает если не первостепенное, то значительное влияние на формирование личности человека как политического субъекта.
Высшее образование в Испании находится в состоянии подбора оптимальной модели обучения после перехода на Болонскую систему. Важным вызовом Болонского процесса стала тенденция к универсализации образования: моделей, учебных планов, программ и пособий. Но, если программы по точным дисциплинам или основные направления подготовки по иностранным языкам возможно сделать универсальными, то преподавание исторических и политологических дисциплин неразрывно связано с соответствующим контекстом конкретной страны.
Ключевые слова: система образования, Болонский процесс, Испания, школьное образование, высшее образование, тенденции в образовании, политическая социализация.


PROBLEMS AND TENDENCIES IN THE PRESENT-DAY SYSTEM OF EDUCATION IN SPAIN AND THE QUESTION OF POLITICAL SOCIALIZATION

Abstract: The article reviews the present-day educational system in Spain in the context of political socialization. The author considers political socialization as knowing of one’s place in the world and role in the society, the politics and the state which is being formed during all stages of education from the school to the final years in the university or college. The influence of education in the process of construction of identity as a subject of politics is significant if not primary.
 The system of high education in Spain has been looking for the optimal educational model after the country joined Bologna process. Another issue caused by Bologna process is the tendency to universalize educational process: educational models, curriculums, programs and textbooks. In case of STEM disciplines and foreign languages teaching it is possible to create a unified curriculum, but teaching of history and politology is closely connected to the historical and political context of the specific country.
Key words: system of education, Bologna process, Spain, school education, higher education, educational tendencies, political socialization.


Когда речь заходит о социализации, как правило, вспоминаются два базовых института – семья и школа. Однако, на наш взгляд, школа – очень узкое понятие, если говорить о политической социализации. С психологической точки зрения, школа с самых первых классов формирует психолого-поведенческую базу, позволяющую детям гармонично развиваться в обществе, создавать социальные связи, общаться, самоидентифицироваться – то есть, все, что мы понимаем под социализацией. Политическая социализация, как осознание своего места и своей роли в обществе, в политике, в государстве, формируется позже и дольше. И, несмотря на то, что рамки условны и зависят от большого количества факторов, можно смело сказать, что политическая социализация приходится на все этапы обучения человека: от школы и до последних курсов университета или профессионального образования. Таким образом, нельзя отрицать, что образование на всех этапах оказывает если не первостепенное, то значительное влияние на формирование личности человека как политического субъекта.
Современный мир стремительно меняется, в нашу жизнь прочно вошли новые технологии, Гугл заменил справочники и энциклопедии, а поиск нужной информации (от сложных формул до краткого изложения «Войны и мира») занимает считаные секунды. На что сейчас должно быть направлено обучение? К чему мы должны готовить новые поколения учащихся? На наш взгляд, для того, чтобы образование (всех уровней) не теряло актуальности, оно должно идти в ногу с техническим и информационным прогрессом. Сейчас уже не столь важно, чтобы учащиеся знали наизусть всех древних правителей или могли устно перемножить дробные числа, но чтобы они за период обучения овладевали навыками, которые в последствии помогут им адаптироваться к реалиям стремительно меняющегося мира. Если говорить о мире политики, то недостаточно объяснить, чем отличаются те или иные политические партии, и какая партия в каком году была основана, и вовсе нельзя представить политику в виде аксиомы «кто хороший, а кто плохой» в данной политической ситуации, в данном регионе и с точки зрения конкретного преподавателя или учебника. Нужно научить ученика или студента мыслить, анализировать и делать аргументированные выводы. Только тогда вчерашние школьники и студенты смогут стать полноправными членами гражданского общества своей страны.
В рамках систем образования европейских стран этот вопрос решается по-разному, но все сходятся в одном: проблема качества образования, а также проблема организации образовательного процесса и финансирования в образовании как никогда актуальны и требуют поиска адекватных решений на всех уровнях.
Высшее образование в Испании в условиях Болонского процесса.
Испанская высшая школа неоднократно реформировалась за последние 30 лет, но самым сложным этапом стало включение страны в Болонский процесс. Энрике Линде Паниагуа, преподаватель административного права национального университета дистанционного образования (НУДО) и директор центра исследования права Европейского Союза НУДО назвал Болонский процесс в Испании «строительством дома с крыши» [ Paniagua, Enrique Linde El proceso de Bolonia. La estrategia de Lisboa: grado y postgrado en la enseñanza superior española. / Revista de Derecho de la Unión Europea, № 12, 2007], обращая внимание на то, что не было никаких объективных предпосылок, а также достаточной правовой базы для полноценного участия в Болонском процессе. Болонское соглашение устанавливает шесть базовых целей для европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Эти цели можно разделить на материальные и нематериальные. К первым относится принятие единой системы академических степеней, которая гарантировала бы их признание на всей территории ЕПВО, принятие системы высшего образования, основанной на двух циклах обучения (первый минимальным сроком в три года, второй же должен оканчиваться присвоением титула магистра или доктора), и использование системы академических кредитов на базе ECTS (European Credit Transfer System). Вторая группа целей включает в себя развитие упрощенной системы мобильности студентов, преподавателей и научных работников, сотрудничество по вопросам повышения качества образования и содействие выводу высшего образования на общеевропейский уровень. Последующие конференции и встречи стран-членов Болонского процесса были направлены на уточнение и расширение этих целей, однако, основными остаются первые три.
Испания стала одной из последних стран, присоединившихся к Болонскому процессу, и переход к новой системе высшего образования завершился лишь к 2010 году. Европейская схема предполагает первую ступень обучения длительностью в три или четыре года. Испания выбрала четырехлетнюю модель, заменив ею специалитеты трех направлений (лисенсиатура, инженерия и дипломатура – licenciatura, ingeniería, diplomatura) и добавив магистратуру в один год. Безусловно, не все европейские страны предпочли именно такую модель. Испанское правительство того времени, возглавляемое Испанской социалистической рабочей партией, исходило из тех соображений, что первая ступень сроком в четыре (а не три) года позволит найти лучшую работу. Совет ректоров испанских университетов (СРИУ) одобрил смешанную систему, и ее приняли. Однако, спустя пять лет этот же совет потребовал наложить мораторий на новую реформу [Pérez, Félix Haering con la col. de Velasco, Javier García La Educación Superior en España: enseñanzas y títulos en el sistema “tradicional” y en el sistema configurado en el actual proceso de reforma – CIMEA, Madrid, 2008, P. 136]. В преддверии новых перемен организация считает, что система высшего образования «4+1» еще недостаточно изучена и сложно давать ей оценку, ведь первые выпускники закончили университет лишь в 2014 году. Совет также считает, что в любом случае важно придерживаться суммарного срока обучения в 5 лет.
В январе 2015 года совет министров одобрил реформу высшего образования, предоставляющую бóльшую самостоятельность автономным областям по вопросу организации высшего образования. Каталония уже выразила готовность воплотить реформу в жизнь с 2016 года, а Андалусия заявила, что не намерена ничего менять. Новая реформа предполагает следующие основные изменения действующей системы высшего образования:
  • Гибкая модель. Как было отмечено ранее, высшее образование в Испании строится по модели «4+1». Данная реформа позволяет в добровольном порядке и без определенного обязательного срока устанавливать модель «3+2».
  • Не для всех специальностей. 30% специальностей защищены от подобных изменений. Это так называемые контролируемые профессии. Продолжительность обучения по данным специальностям фиксирована и составляет 240 академических кредитов (столько должны учиться студенты на, например, медсестру (медбрата) или инженера водного и воздушного транспорта), 300 кредитов (фармацевт, инженер в сельском хозяйстве) или 360 кредитов (врач).
  • Стоимость обучения. По подсчетам министерства, эта реформа позволит сэкономить семьям 150 миллионов евро суммарно, т. к. студентам надо будет платить не за четыре, а за три года обучения. Однако, это весьма спорное заявление. Тот же декрет предполагает, что обучение на первой ступени станет более общим, базовым, тогда как магистратура призвана обеспечить бóльшую специализацию. Очевидно, что многие студенты захотят продолжить свое обучение на второй ступени, где они столкнутся с совсем другим уровнем цен. В государственных университетах стоимость обучения в магистратуре значительно выше, чем стоимость обучения на первой ступени. Каждый курс обучения (как на первой, так и на второй ступени образования) предполагает освоение 60 академических кредитов, по 25-30 часов каждый. В эти часы входит как аудиторная, так и домашняя работа, и практики. Цена обучения формируется из стоимости одного кредита. Стоимость обучения в государственных университетах Испании варьируется. По данным министерства образования, средняя стоимость базового кредита в магистратуре – 18,42 € и дополнительного (не обязательного для овладения профессией) – 40,11 €. Самая высокая стоимость кредита в Мадриде и Каталонии: 30,33 € и 33,52 € за базовый кредит высшего образования первого уровня, и 65 € и 65,4 € за базовый кредит второго уровня образования соответственно. В качестве наглядного примера приведем стоимость обучения в самом большом университете Испании – в мадридском Комплутенсе. Год обучения на первом уровне составит 1 980 €, тогда как за год магистратуры придется отдать уже 3 900 €. В министерстве указывают на то, что в настоящее время лишь 20% студентов продолжают обучение в магистратуре, а также отмечают, что данная реформа может предполагать не только модель «3+2», но и «3+1».
  • Отсутствие определенного срока начала реформы. Декрет предполагает, что автономные области смогут самостоятельно решить, когда вводить новую модель (и будут ли они вводить ее). Министерство запросило информацию по данному вопросу у автономий, Каталония уже назвала 2016-2017 учебный год началом обучения по новой схеме, а Хунта Андалусии созвала срочное заседание андалузского совета университетов с целью отказа от данной реформы на своей территории.
  • Европейская модель. Хосе Игнасио Верт, министр образования, культуры и спорта Испании, считает, что прежняя модель высшего образования не обеспечивала универсальный международный характер и затрудняла обучение иностранцев в Испании. Согласно официальному сайту европейского пространства высшего образования, свободная смешанная модель образования преобладает в странах-участницах Болонского процесса: в 26 странах применяется такая система. 9 стран выбрали в качестве единой официальной модели трехгодичное обучение на первой ступени (например, Франция и Финляндия), и еще 9 – четырехгодичное (Турция, Греция).
  • Как для государственных, так и для коммерческих ВУЗов. Коммерческие вузы не финансируются из гос. бюджета, а значит, могут сами определять длительность обучения на разных ступенях. Однако, автономные области решают, признавать ли дипломы, выданные тем или иным коммерческим университетом, поэтому, если автономия придет к единому мнению по поводу модели высшего образования, вполне вероятно, что другая модель не будет признаваться на территории этой автономии. Например, валенсийское правительство уже заявило, что им удалось прийти к соглашению по поводу единой модели образования для государственных и коммерческих университетов [Álvarez, 2015].
На данный момент одной из острых проблем испанского высшего образования является вопрос финансирования и распределения бюджетных средств. Госсекретарь по вопросам образования Испании, Монтсеррат Гомендио на пресс-конференции в феврале 2015 года назвала систему высшего образования Испании «несостоятельной» и призвала поставить на повестку дня вопрос о финансировании университетов [Sanmartín, 2015]. Как мы видим, данная проблема актуальна на всех уровнях испанского образования. Как у школьных учителей, так и у университетских преподавателей достаточно высокая заработная плата, и в том и в другом случае находятся недовольные этим фактом. Однако, если в случае школьных учителей речь идет о невозможности мотивации хороших работников путем повышения заработной платы, то в случае преподавателей университета проблема заключается в недостаточном финансировании университетов. Ожидается, что вместе с реформой модели высшего образования придет и реформа финансирования ВУЗов, которая позволит распределять бюджетные деньги не в зависимости от количества студентов в университете (как в большинстве случаев делается сейчас), а по результатам деятельности ВУЗов, их преподавателей и студентов.
Если Болонскому процессу еще не удалось создать максимально единую систему высшего образования, со стертыми границами и единым образовательным пространством, то технический прогресс и глобализационные процессы в скором времени смогут это осуществить. Страны-участницы Болонского процесса внедряли его принципы в существующую систему образования, выработанную на базе истории страны, ее культуры и педагогических и образовательных традиций. Именно поэтому результаты внедрения варьируются от страны к стране. Пока что проекты создания единых учебных планов и программ, единых общеевропейских учебников звучат очень смело и самонадеянно, однако, не беспочвенно. Примером создания базы для единого учебного плана может служить европейская система уровней владения иностранными языками – Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка (Common European Framework of Reference, CEFR). Основной целью разработки данного проекта стало создание единой системы оценивания и преподавания европейских языков. Изучение языков строится по системе трех уровней, каждый из которых в свою очередь делится на два. Учебные планы, пособия и программы теперь создаются в соответствии с данными уровнями, а большинство учебников становятся универсальными, что непосредственно влияет на учебные планы по иностранным языкам университетов, школ и курсов по всей Европе. Однако, создание единых учебных планов и пособий по историческим и политическим дисциплинам кажется не просто сложной, но и неправильной задачей. Политологическое воспитание и образование во многом зависит от страны, в которой учащийся проходит обучение, от политического и социального климата. Любая учебная программа должна коррелировать с практическим аспектом, с реальной жизнью и историческим контекстом конкретной страны.
В последние годы образование действительно начало приобретать более универсальный характер, и сложно говорить о долгосрочных тенденциях конкретно британского, немецкого или испанского образования. Конечно же, образование в каждой стране идет своим путем, на базе своего законодательства и своего опыта. Но все прогнозы сходятся в одном: в колоссальной роли технологий в образовании будущего.
Тенденции в образовании.
 «Образование 2.0», как принято называть модель обучения, совмещающую в себе традиционное обучение с обучением при помощи новых технологий, уже начало укореняться в образовании всех уровней, с начальной школы и до магистратуры и докторантуры. Главная и самая очевидная причина – это, конечно же, повсеместная распространенность и доступность технических средств: все учащиеся так или иначе пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами, и использование техники в учебном процессе является логичным продолжением проникновения технического прогресса во все сферы жизни. Подобный синтез традиционного и инновационного обучения должен позволить учащимся проходить программу и получать знания в собственном ритме, в удобном для них темпе и формате, а преподавателям это позволит персонализировать обучение и вовлечь учеников в образовательный процесс. В Образовании 2.0 учащийся перестает быть пассивным объектом образования, а становится активным его участником, центром образовательного процесса [Bortolotti, 2015].
Недавнее исследование Института цифровой экономики школы бизнеса и маркетинга (ESIC Business & Marketing School, Испания) выделило 10 глобальных тенденций в образовании, которые уже можно достаточно четко проследить во многих школах и образовательных учреждениях [10 tendencias de educación del siglo XXI, 2015]:
  • Учащиеся становятся активным субъектом обучения, и это требует соответствующих изменений в программах и подходах, чтобы развивать активность, воображение и креативность учеников.
  • Работодатели ожидают увидеть не только знающего специалиста, но и полноценную сформированную личность с разными интересами и, желательно, крепким здоровьем и выносливостью. Поэтому необходимо сочетать традиционное обучение с психологической подготовкой, развитием критического мышления, самоанализа, самореализацией и поощрением физической деятельности.
  • Уже не существует определенного возраста для того или иного этапа обучения, эти границы стираются. Образование становится более гибким, чтобы предоставлять возможность обучения для людей разных возрастов, а также поощряется постоянное обучение и повышение квалификации.
  • Современность предъявляет требования к будущему специалисту; одно из важнейших -  это способность к предпринимательской деятельности. Это не значит, что нужно настраивать учащихся на то, что они откроют свой бизнес. Речь идет о самостоятельности в работе, о способности разработать самостоятельно или в команде проект по заданной модели и с учетом предъявленных требований.
  • Программирование должно стать обязательной и, возможно, приоритетной школьной дисциплиной. В стремительно меняющемся мире умение программировать непосредственно связано с воплощением новых идей в жизнь. Именно эта дисциплина позволила двадцатилетним молодым людям создать и запустить такие успешные проекты как Google, Facebook, Vimeo, Tumblr и т. д.
  • Многие указывают на то, что образование оторвано от реального мира. Поэтому тенденция «возвращения» образования к реальным проблемам звучит очень актуально. Учащимся предлагаются реальные проблемы (чаще, глобального характера), которые они должны попытаться решить, причем, совместно с учащимися других школ и даже стран, посредством интернета, облачных технологий и программ для совместной работы и разработки проектов.
  • Использование игр становится частью не только начального образования, но и остальных этапов обучения. Ролевые игры позволяют «учиться через действие», учиться на практике, симулируя ту или иную ситуацию под контролем (модерированием) педагога-ведущего.
  • Учащимся нужно объяснять и предлагать различные тактики общения, в первую очередь, делового общения. Необходимо разбирать модели и тактики поведения.
  • Краудфандинг, как альтернативный и зачастую весьма эффективный источник финансирования, проникает и в образовательную сферу. Это позволяет поддерживать новые инновационные проекты и тем самым развивать образование.
  • Развитие и общедоступность интернета позволяют беспрепятственно находить практически любую информацию, и задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы становиться не просто информационными, но и научными центрами, поощряющими создание новых знаний, исследования и обмен опытом, в том числе и на международном уровне.
Как мы видим из этих тенденций, образование XXI века становится ориентированным в бóльшей мере на профессиональную деятельность; образование всех уровней должно не просто давать знания, но готовить учащихся к жизни в профессиональной среде. Подчеркивается значимость поощрения инициативности учащихся, их всестороннее развитие, как интеллектуальное, так и физическое.
В этом контексте ожидается увеличение уровня вовлеченности молодежи в политическую жизнь. Посредством кейсового обучения, тактики ведения переговоров и прикладного характера, обучение должно воспитать в молодежи критическое мышление, развить способность отстаивать свою точку зрения, высказывать свои мысли, помочь сформировать свою жизненную и гражданскую позицию.
На наш взгляд, система начального и среднего образования в Испании требует существенных доработок. Возможно, в тех же рамках лояльности, но с бóльшим упором на качество и объем получаемых знаний. Сейчас правительство планирует улучшить качество школьного образования путем усиления преподавания математики, испанского и английского языков (предметы, которые чаще всего оцениваются в международных рейтингах) и возобновить систему сдачи выпускных экзаменов, чтобы и ученики, и образовательные центры и автономные сообщества активизировались и приложили усилия для качественной подготовки школьников.
Испанское высшее образование переживает череду реформ, пытаясь найти оптимальную образовательную модель в рамках Болонского процесса.  По новой реформе высшее образование может перейти на систему «3+2» (три года на первой ступени и два – на второй) вместо «4+1», но только в тех автономных областях, где ее примут. Остается много вопросов, связанных с данной реформой. К примеру, вполне вероятно, что выпускник первой ступени образования из Андалусии будет иметь больше шансов найти работу, чем выпускник того же уровня из Валенсии, т. к. первый учился четыре года, а второй – только три. Это может вызвать путаницу и, вместо сплочения и универсализации, разобщить и запутать испанскую систему высшего образования. Однако, судить о результативности данных изменений можно будет лишь в долгосрочной перспективе: первые дипломированные магистры, получившие высшее образование по данной модели обучения, выпустятся самое раннее только в 2021 году, соответственно, определенные выводы о данной модели можно будет делать лишь в 2021-2026 годах.
Технический прогресс и глобализационные процессы не обошли стороной и образовательную сферу. Тенденции в образовании касаются максимального внедрения технологий в образовательный процесс, обмена опытом и совместной работы между учебными заведениями разных стран. В новом образовании на первый план выходит учащийся, его возможности и цели, что несколько иначе расставляет акценты в образовательном процессе, делая личностный подход приоритетным. Образование XXI века направлено на формирование конкурентоспособного высокопрофессионального специалиста и политически активного гражданина. В Испании и во многих европейских странах это особенно актуально, т. к., возможно, именно сегодняшние студенты смогут найти выход из экономического и политического кризиса, безработицы, и именно на их плечи и на плечи последующих поколений ляжет задача восстановления государственной экономики. Надо помнить, что образование – это будущее страны.

Литература:
« Последнее редактирование: Март 27, 2017, 16:12:13 от admin »

Kutieva

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 29
    • Просмотр профиля
  • Должность: PhD
  • Место работы: REA
Имеются ли, с Вашей точки зрения, заметные сдвиги в развитии критического мышления среди студенчества?
Kutieva

Дронова Светлана

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля
  • Должность: старший преподаватель Департамента языковой подготовки
  • Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ
Имеются ли, с Вашей точки зрения, заметные сдвиги в развитии критического мышления среди студенчества?

Как и во многих странах, студенты проявляют себя как наиболее критически настроенные слои общества. С одной стороны, это связано с возрастом, вхождением во взрослую самостоятельную жизнь и желанием изменить все, а с другой стороны - с теми навыками анализа, которые они впитали в себя на всех этапах обучения. Сейчас заметна тенденция к развитию критического мышления, как в школе, так и на других этапах образования, более того, в испанском профессиональном сообществе вопрос развития критического мышления становится модным, критическое мышление воспринимается как цель образовательного процесса.
С одной стороны, они правы: для грамотной критики человеку необходимо владеть всем объемом знаний и обладать определенными коммуникативными навыками. Но с другой стороны, я считаю, что они перебарщивают в этом стремлении воспитать свободномыслящего человека в ущерб фундаментальному знанию.
Дронова С.Ю., ст.преп. Департамента языковой подготовки, аспирантка Департамента ПолитологииФинансовый Университет при Правительстве РФ

Kutieva

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 29
    • Просмотр профиля
  • Должность: PhD
  • Место работы: REA
Принёс ли Болонский процесс, с Вашей точки зрения, положительные результаты в образованность европейской и российской молодёжи?
Kutieva

Дронова Светлана

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля
  • Должность: старший преподаватель Департамента языковой подготовки
  • Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ
В Болонском процессе, на мой взгляд, все-таки больше положительного, чем отрицательного. Я, к сожалению, пока не сталкивалась с исследованиями уровня образованности выпускников университетов по старой и по новой системе. Естественно, важна и большая мобильность студентов и преподавателей, и взаимопризнаваемые степени. Подробнее Болонский процесс в Испании анализируется в этой статье:
http://www.revistaeidon.es/archivo/crisis-y-salud/con-mano-ajena/118083-el-plan-bolonia-la-crisis-economica-y-la-universidad-espanola

Дронова С.Ю., ст.преп. Департамента языковой подготовки, аспирантка Департамента ПолитологииФинансовый Университет при Правительстве РФ

Дронова Светлана

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля
  • Должность: старший преподаватель Департамента языковой подготовки
  • Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ
В России же существует проблема сложного принятия нового, поэтому даже переход на систему бакалавр-магистр происходил медленно и сложно. И до сих пор существуют существенные недоработки в системе: нередко (знаю по своим выпускникам) в магистратуре читают те же самые предметы и тот же самый материал, что и в бакалавриате, из-за чего многие предпочитают идти в магистратуру в другой ВУЗ или ехать учиться зарубеж. Возможность сменить ВУЗ или уточнить, иногда и сменить, направление образования для меня, наверное, самое главное преимущество данной системы.
Но вот система образовательных кредитов, предметов по выбору, модульного обучения прижилась пока что лишь в отдельных российских ВУЗах, к сожалению.
Дронова С.Ю., ст.преп. Департамента языковой подготовки, аспирантка Департамента ПолитологииФинансовый Университет при Правительстве РФ