Автор Тема: Кожухова Ю.В., Смоленцева В.Г., Шахова В.А.-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ВУЗА  (Прочитано 482 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Кожухова Юлия Владимировна, Смоленцева Валерия Георгиевна, Шахова Валентина Александровна
Российский университет дружбы народов

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ВУЗА

Аннотация: В работе рассмотрен вопрос необходимости применения методики проектной деятельности при изучении иностранного языка в учебной программе вузов и описываются результаты опроса студентов неязыкового факультета относительно положительного эффекта проектной деятельности студентов на изучение иностранного языка. По результатам эксперимента можно сделать вывод, что многие студенты еще не до конца осознают важность использования проектной деятельности при изучении иностранного языка для своей дальнейшей работы и учебы, но их деятельное фактическое участие в проектах говорит о положительной тенденции обращения в сферу научных интересов и, следовательно, важности внедрения элементов проектной деятельности в программу иностранного языка в вузах.
Ключевые слова: проектная деятельность, творческий подход, профессиональный аспект английского языка, студенческая научная конференция

В настоящее время формирование компетентной личности выпускника является первоочередной целью современного высшего образования. В связи с этим становится необходимым приобретение студентами, в ходе образовательной практики, не только системы универсальных знаний, умений, навыков, но также и опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
В современном мире формирование новой информационной среды, развитие телекоммуникационных технологий, глобальная информатизация создают принципиально новые условия для развития сферы образования. Среди подобных условий необходимо особенно отметить такие как: возрастание значимости образования для отдельной личности, что позволяет современным студентам быть конкурентоспособными на рынке труда; необходимость адаптации образовательного процесса к запросам и потребностям каждой личности; ориентация на активное овладение студентами способами познавательной деятельности.
В связи с этим, современный студент должен: уметь самостоятельно приобретать знания; работать с различной информацией, полученной из различных источников, включая материалы прессы и Интернет, анализировать, обобщать, аргументировать; критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем; быть коммуникабельными. «Актуальность и мобильность информации, предоставляемой сетью Интернет, мотивирует студентов на поиск новых ресурсов, расширяя зону их контакта с изучаемым языком.» [1, c. 18]
Необходимой задачей, стоящей перед студентами, является: развитие навыков исследовательской, творческой, научной деятельности с использованием информационных технологий; активная учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность и участие в групповых проектах; обмен опытом; подготовка материалов к публикации. Проектная работа предполагает «освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия (например, анализ, организация командного взаимодействия), в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащегося важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.» [2, c. 3] Она обеспечивает сотрудничество педагога и учащихся, дает дополнительный образовательный эффект, развивая такие компетенции, как способность к самоанализу, самоконтролю и самооценке, выполняет мотивирующую функцию, стимулируя проявление творческой инициативы и раннее использование изучаемого языка в аутентичных ситуациях общения[1, c. 17]. Также важно, что знания, подкрепленные самостоятельной работой, становятся достижением самого обучаемого.
При этом необходимо менять и методы обучения, расширяя вес тех из них, которые формируют у студентов практические навыки анализа, аргументации (особенно в научной сфере), а также сделать акцент на самостоятельную работу учащихся, увеличить время на реферирование, работу с аутентичными публицистическими материалами, практическую, а также исследовательскую деятельность, что в свою очередь положительно влияет на мотивацию студентов.
Важнейшим концептом мотивационной сферы является интерес, отсюда необходимость создания условий к возникновению интереса. Одной из ключевых предпосылок к формированию интереса и, соответственно, мотивации является понимание смысла этой деятельности, осознание ее важности.
Учебная деятельность должна быть увлекательной. При этом важен не только содержательный материал учебной задачи, но и ее формат, сопровожденный дополнительной мотивацией (творческие задания, исследовательские элементы, используемые на уроках, участие в проектной, исследовательской деятельности, участие в студенческих конференциях и т.д.).
На кафедре иностранных языков факультета физико-математических и естественных наук РУДН ежегодно проводятся студенческие конференции (реферативные и научно-исследовательские), где студенты первого, второго, третьего и четвертого курсов кафедры иностранных языков представляют информацию о новых инновационных проектах в различных областях науки, а также свои научно-исследовательские проекты, подчеркивают актуальность данных проектов, возможность их применения в той или иной сфере деятельности.
Подобные конференции  позволяют достичь оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, позволяют усилить направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков, изучение процедур и технологий.   
На  современном этапе  глобализации и информационно-технического развития  мирового  сообщества  будущим  выпускникам  вуза  необходимо  осуществлять  эффективное  взаимодействие  в  профессиональной сфере на международном  уровне.  В связи с этой установкой, целью подобных конференций является - помочь студентам преодолеть языковой барьер при выражении своих мыслей на неродном языке, ёмко и содержательно рассказать на иностранном языке о том, что их действительно интересует в науке и о том, чему они планируют посвятить свою дальнейшую исследовательскую и научную деятельность, способствовать выработке навыков общения и воспитывать в студентах умение отстаивать своё мнение на изучаемом языке.
 Такие конференции предназначены для активизации обмена новейшей информацией и взглядами по широкому спектру научно-технических инноваций, для достижения более полноценного использования иностранного языка в профессиональной коммуникации, с целью дальнейшего регулярного участия в международном профессиональном общении, академическом партнерстве с зарубежными вузами с целью интеграции научных исследований.
Оценка результатов доклада (в зависимости от цели конференции) включает в себя такие параметры как: научная новизна; представление студентами актуальности своего проекта; наличие в работе анализа и оценки, подготовленных студентами, возможностей применения данного проекта в реальной жизни; оформление презентации (наличие основной структуры работы, представленной в презентации; графики и т.д.); языковая составляющая (лексико-грамматическое оформление работы на иностранном языке); устное представление (умение привлечь внимание аудитории, эмоциональность).
По традиции, после окончания конференции определяются лучшие доклады.  Группе студентов, подготовивших наиболее удачную презентацию и доклад на английском языке, предлагается принять участие во Всероссийском конкурсе научных презентаций на английском языке “Innovative Technologies of the 21st Century”. Остальным участникам конференции, чьи доклады и презентации вызвали интерес у аудитории и преподавательского жюри, предлагается подготовить материал для публикации в научном сборнике кафедры РУДН.
Для изучения влияния творческой проектной деятельности на результаты обучения студентов, участвовавших в конференциях, среди студентов, обучающихся английскому языку по модульной программе, был проведен опрос. Студентам, принимавшим участие в проектной работе по подготовке к выступлению на конференции, было предложено оценить степень позитивного влияния проектной деятельности на их знания по шкале из 10 баллов. Всего в опросе приняли участие 61 студент: 35 студентов 4 курса (они принимали участие в ежегодной конференции по 2-3 раза) и 26 студентов 3 курса (они выступали на 1-2 конференциях).
Из всего количества опрошенных, 22 студента (36%) отметили безусловно положительное влияние подготовки к конференции на свои знания (8-10 баллов); 25 студентов (41%) отметили скорее положительное, чем отрицательное влияние работы над проектом на свой уровень знаний (5-7 баллов); 14 студентов (23%) затруднились с ответом или не посчитали участие в проектной работе хоть сколько-нибудь для себя полезным (0-4 баллов). Данные опроса студентов были обсуждены с преподавателями, ведущими в этих группах занятия по языку. Согласно их мнению, для 16 студентов 4 курса (46%) и 10 студентов 3 курса (38%), дополнительные 10 баллов, которые они получили за участие в конференции, стали решающими для выставления им хорошей или отличной оценки.
Экспресс-опрос, проведенный нами, позволяет утверждать, что согласно мнению самих респондентов, участие в творческой (проектной) деятельности активизирует творческий потенциал его участников, выводит на новый уровень их коммуникативное взаимодействие, позволяет им самостоятельно консолидировать свои языковые навыки и умения для успешного выступления группы. Также можно отметить, что участие в конференции интенсифицирует и оптимизирует лингводидактический процесс, способствует повышению качества обучения иностранному языку. Дальнейшие перспективы исследования видятся в разработке творческих заданий в рамках практического курса иностранного языка на неязыковом факультете российского вуза.

Литература
  • Апакина, Л.В. Моделирование коммуникативно-творческой самостоятельности инофонов в электронной среде (уровень А1-А2): автореф. дис. канд. пед. наук:  13.00.02/ Л.В. Апакина. М.: 2011. – 21с.
  • Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы. / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова – Самара, 2006. 176 с.
  • Креативная педагогика: методология, теория, практика / под ред. Ю.Г. Круглова. М.: «Бином», 2011. - 319 с.
  • Леонтьев, A.A. Что такое деятельностный подход в образовании? / A.A. Леонтьев A.A. //. Начальная школа: плюс-минус. 2001. - № 1. - С. 3-6.
  • School of Education, Communication and Language Sciences, Newcastle University, UK Электронный ресурс. / Hole-in-the-Wall Education Ltd. 2009 Режим доступа: http://www.hoIe-in-the-wall.com/new-way-to-learn.html, свободный. - Загл. с экрана.

Kalashnikova

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля
  • Должность: teacher
  • Место работы: RUDN
K

Kalashnikova

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля
  • Должность: teacher
  • Место работы: RUDN
K

valeriya

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля
  • Должность: ст. преподаватель кафедры иностранных языков ФМ и ЕН, РУДН
  • Место работы: РУДН
Уважаемые коллеги, спасибо за вопрос. Наши преподаватели используют методики, предложенные в учебных пособиях серии "Academic scills", а также собственные методики.

Ирина

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля
  • Должность: ст.преподаватель кафедры иространных языков РУДН
  • Место работы: РУДН
Уважаемые коллеги!
Спасибо за очень интересную статью. Мой вопрос:1) какие из тем , предложенных на научную конференцию прошлого года, жюри сочло наиболее интересными?
2)Считаете ли вы , что участие в групповой проектной деятельности позволяет каждой личности( учащемуся) максимально раскрыть свой творческий потенциал и выйти на новый уровень профессионального общения  на иностранном языке?
ко-математическихСергеева Ирина Артемовна,старший преподаватель кафедры иностранных языков, факультет физико-математических и естественных наук, РУДН