Автор Тема: Иванова М.Е.-ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА  (Прочитано 448 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Иванова М.Е.
ст. преподаватель
РЭУ им. Г.В. Плеханова

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, стоящие перед преподавателем иностранного языка, связанные с процессом формирования вторичной языковой личности как важной составляющей внутреннего мира учащихся.  Приводятся основные составляющие, лежащие в основе формирования методической компетенции у будущих педагогов-преподавателей иностранного языка. Постулируется особое значение продуктивной деятельности учащихся в процессе овладения иностранным языком на примере рассмотрения темы «Страдательный залог».
Ключевые слова:  методическая компетенция; деятельность учащихся; продуктивная деятельность;   вторичная языковая личность.


THE BASIC PRINCIPLES UNDERLYING THE METHODICAL COMPETENCY OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER 

Abstract. The article looks at some problems a foreign languages teacher faces in the process of forming secondary linguistic personality, which can be regarded as an important ingredient of student’s inner world. The author discusses some key ideas underlying the methodological competence in prospective foreign language teachers. It is stated that productive activity is of crucial importance when studying a foreign language. There is an example of teaching Passive Voice to support the idea.
Key words: methodological competence; students’ activities; productive activity; secondary linguistic personality.

Преподаватель иностранного языка, как и любой другой специалист, вовлеченный в процесс обучения, развития и воспитания, несет огромную ответственность перед учащимися, их родителями и перед обществом в целом. От него зависит, какими войдут в социум его подопечные, какими людьми они станут, насколько будут успешны в своей профессиональной деятельности. Педагог, даже тогда, когда он об этом не думает, активно формирует личность обучаемых, а в случае, когда он преподает иностранный язык,  – еще  и вторичную языковую личность своих студентов.
Не вызывает сомнения тот факт, что формирование личности – процесс трудоемкий, кропотливый, требующий внимания, упорства, настойчивости. В той же мере, что и формирование личности, весьма сложной и ответственной задачей является формирование языковой личности и, на ее основе,  вторичной языковой личности. Последнее и является основной задачей, стоящей перед преподавателем иностранного языка.
 Языковая личность – явление, присущее только человеку. В природе наиболее близким аналогом является формирование «первой сигнальной системы» [Реформатский, 2007, с. 20] в мире высших животных. Но, в отличие от «первой сигнальной системы», человеческий язык, или «вторая сигнальная система» намного сложнее, богаче в выборе языковых средств и способов выражения и самовыражения. Что же касается вторичной языковой личности, то в природе нет даже близкого ей аналога. Конечно, некоторые животные могут имитировать отдельные звуки других видов животных, но они делают это неосознанно, не вкладывая в них никакого смысла.
Таким образом, формирование вторичной языковой личности – процесс, присущий только человеку. Во многом ее формирование похоже на становление первичной языковой личности, но есть и существенные отличия. Билингвизм и полилингвизм – явления достаточно широко распространенные в обществе, но требующие особых условий для формирования. Гораздо чаще индивиды сталкиваются с необходимостью формирования вторичной языковой личности в том возрасте и в тех условиях, которые не предполагают овладения языком тем же способом, что и маленькие дети. В этом случае для формирования вторичной языковой личности требуется особым образом организованная образовательная среда, немаловажную роль в формировании которой принадлежит преподавателю иностранного языка.
Однако, для того, чтобы получить на выходе компетентного, творчески мыслящего и педагогически и методически грамотного преподавателя, его самого надо обучить, воспитать, сформировать. Для решения этой проблемы следует обратить внимание на принципы, лежащие в основе методической подготовки преподавателя иностранного языка.
Н.В. Языкова и С.Н. Макеева предлагают выделить следующие наиболее существенные принципы методической подготовки будущего преподавателя иностранного языка: принцип научности, принцип деятельности, принцип проблемности, принцип конструктивного сотрудничества преподавателя со студентами, принцип единства учебной и исследовательской работы студентов. [Языкова, Макеева, 2015, с. 53-68]
Соответствие учебных знаний научным является важным принципом формирования методической компетенции преподавателя. Приметой нашего времени стало большое количество литературы, посвященной вопросам преподавания и изучения иностранных языков. К сожалению, тщательный анализ показывает, не все учебники, учебные пособия и книги в полной мере являются источниками объективной информации. Проблема осложняется еще и тем, что, в отличие от точных наук, таких как математика, в системе гуманитарных наук и даже в пределах одной науки существует обычно несколько разных теорий. Важным компонентом формирования будущего преподавателя иностранного языка является привитие ему вкуса и избирательности в выборе литературы и учебных материалов.
Большинство современных преподавателей вузов творчески подходят к преподаванию иностранных языков, используя синтез нескольких методов преподавания своей дисциплины. Не может не радовать и тот факт, что в последнее время большинство вузов, в том числе и лингвистических, широко используют учебники авторов-носителей данного  языка.  Все это не может не отражаться на качестве подготовки будущих преподавателей-лингвистов.
Переход школ и вузов на учебники, разработанные носителями данного языка, имеет два немаловажных аспекта для подготовки будущего преподавателя иностранного языка. Во-первых, студент получает более объективные знания, отражающие современное состояние и реалии жизни данного социума. Во-вторых, современные пособия, которые основаны на последних научных данных о принципах изучения и преподавания иностранного языка помогают будущему преподавателю-лингвисту сориентироваться в том, что можно использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности, а от чего следует отказаться.
Что касается принципа деятельности, то он может рассматриваться двояко. С одной стороны, все, за что берется человек, все, что он выполняет – это деятельность. Учитель, который рассказывает студентам о том, сколько времен в английском языке имеют форму страдательного залога, как он образуется и в каких случаях употребляется, есть субъект деятельности. Также субъектами некоторой, пусть и не продуктивной, а рецептивной деятельности являются и учащиеся, которые слушают преподавателя и стараются понять этот материал.
Рассмотрим другой пример. Преподаватель объявляет на занятии о том, что сегодня студенты будут повторять тему «Страдательный залог». Далее он просит студентов привести пример этого явления. Более продвинутые студенты отвечают, другие с интересом слушают своих товарищей и с удивлением отмечают, что уже когда-то проходили этот материал. Дальнейшее рассмотрение темы проходит в оживленной беседе между преподавателем и студентами, а также между самими студентами. Преподаватель поощряет студентов самих искать ответы на вопросы, активно обсуждать и отстаивать свою точку зрения.
Сравнив эти два вида деятельности, можно прийти к выводу о том, что на занятии не просто важна деятельность учащихся, но именно активная, продуктивная деятельность. Причем преподаватель должен понимать, что главное на занятии по иностранному языку для студентов – это выполняя определенный вид деятельности не только научиться чему-то, но и выполнить задание, поскольку последнее способно вызвать чувство удовлетворения и закрепить полученный полезный результат. Таким образом, будущий преподаватель иностранного языка должен понять, что о качестве урока следует судить не по тому, что делал преподаватель, а в свете того, что и как сделали студенты.
Принцип проблемности имеет особое значение для формирования лингвистической компетенции будущего педагога.
Известно, что человек не просто так выполняет ту или иную деятельность, а всегда или почти всегда (пусть даже подсознательно) задается вопросом: для чего я это делаю (должен делать)? Что мне это даст? Одно дело – предложить студентам какие-то определенные знания, а потом долго рассказывать, почему это важно знать. Совсем другим будет результат, если вначале поставить перед студентом задачу, подтолкнуть к ее решению, а потом рассказать, как можно было сделать это проще, правильнее и изящнее в вербальном отношении. С этой целью можно «погрузить » самих будущих преподавателей в подобную ситуацию и после того, как они на своем опыте почувствовали себя в роли учащихся, подвести теоретическую базу под проведенный опыт и предложить сделать выводы для себя относительно роли и места преподавателя и учащегося в образовательном процессе.
Принцип конструктивного сотрудничества преподавателя со студентами заключается не только в совместной работе преподавателя и учащегося с целью передать знания от преподавателя реципиентам, а, в первую очередь, в усилении воспитывающих и развивающих компонентов этого взаимодействия [Резепова, 2009]. Будущий педагог должен уметь не просто взаимодействовать с учащимися, но и активно совершенствовать качество этого взаимодействия. К сожалению, в современной школе обучение иностранным языкам часто сводится к подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, а не к обучению языку; еще больше страдают воспитательный и развивающий компоненты этого взаимодействия. Тем не менее, в западной литературе набирает популярность концепция эмоционального интеллекта (emotional intelligence) [Wilding, 2010, p. 3 – 5], активно развиваемая российскими учеными Тихоновой Е.В. и Резеповой Н.В. [Tikhonova, Rezepova, 2016; Tikhonova, Kudinova, 2016], а также идея того, что не все знания, умения и навыки можно измерить в процентах и баллах. Не вызывает сомнения тот факт, что преподаватель иностранного языка должен активно использовать в своей работе результаты научных открытий и активно применять их в своей деятельности.
Принцип единства учебной и исследовательской работы студентов подразумевает, что будущий преподаватель уже в вузе может и должен заниматься научно-исследовательской работой, а также овладеть навыками обучения такому виду деятельности своих подопечных. Конечно, существует некоторое диалектическое противоречие в отношении того, что учащиеся могут сделать на данном конкретном этапе обучения и требованиями научности. Важным принципом проведения исследовательской работы учащихся является принцип «зоны ближайшего развития» [Гиппенрейтер, 2001, с. 28] и посильности выполняемого задания. В то же время, следует отметить значение удачно выполненного задания, проведенного исследования в  подготовке и воспитании будущего научного работника.
Будущим преподавателям иностранного языка важно понимать, что есть определенные принципы организации учебной, воспитательной и развивающей деятельности. Вместе с тем важно понимать, что овладения теоретическими основами для этого недостаточно и будущему педагогу следует активно применять как те успешные приемы и методы, которым его обучили на студенческой скамье, так и активно работать над развитием своих профессиональных компетенций, неотъемлемой частью которых является методическая компетенция.

Литература:
  • Введение в языковедение: Учебник для вузов / А.А. Реформатский; под ред. В.А. Виноградова. 5 изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2007. 536 с.
  • Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 3-е, исправленное и дополненное. М: «ЧеРо» при участии Творческого центра «Сфера», 2001. 240 с.
  • Резепова Н.В. Разбор языковых особенностей дискурса радионовостей как интенсивный метод в изучении иностранного языка // В сборнике: Инновационные компетенции и креативность в исследовании и преподавании языков и культур сборник научных трудов II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Под редакцией С.Н. Курбаковой, Г.П. Бакулева. Изд. 2-е, дополнен., исправл. и перераб.. 2009. С. 587-596.
  • Формирование методической компетенции учителя иностранного языка в университете: монография / Языкова Н.В., Макеева С.Н. М.: ТЕЗАУРУС, 2015. 288 с.
  • Tikhonova E., Rezepova N. Emotional intelligence development through English classes: learners' disposition, motivation, awareness // В сборнике: 9th International Conference of Education, Research and Innovation (ICERI2016) Proceedings. Edited by L. Gómez Chova, A. López Martínez, I. Candel Torres. 2016. С. 1722-1731.
  • Tikhonova E.V., Kudinova N.A. Emotional intelligence as a constituent of sophisticated thinking: teaching non-fiction in the English language classroom // В сборнике: 3d International Multidisciplinary Scientific Conference on Soсial Sciences & Arts SGEM 2016 Proceedings. 2016. С. 733-740.
  • Wilding, C. Change Your Life with Emotional Intelligence (2010), CPI Group, UK.

Kalashnikova

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля
  • Должность: teacher
  • Место работы: RUDN
Какие черты характера, с Вашей точки зрения, наиболее важны для преподавателя?
K

Дронова Светлана

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля
  • Должность: старший преподаватель Департамента языковой подготовки
  • Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ
На мой взгляд, наряду с теоретической подготовкой преподавателя, необходимо уделять достаточно внимания и его психологической подготовке. Даже отличное владение современными методиками преподавания может привести к неудачам в отдельных случаях и отдельных группах при отсутствии должных психологических навыков.
Дронова С.Ю., ст.преп. Департамента языковой подготовки, аспирантка Департамента ПолитологииФинансовый Университет при Правительстве РФ

etherealwint74

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
    • Просмотр профиля
  • Должность: Engineer
  • Место работы: Cognigent

carran

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
  • Должность: PFUR
  • Место работы: Lenmak
https://fts19apkdownload.com/ is great way to provide tutorials to gamers out there.