Автор Тема: Малашенко Е.А.-СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ  (Прочитано 530 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Малашенко Елена Александровна
к.п.н., доцент,
Белорусский государственный экономический университет
e-mail: elena_malashenko@ymail.com

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация: в данной статье дана попытка провести сравнительный анализ понятийно-терминологического аппарата смешанного обучения.
Развитие сети Интернет открыло новые перспективы дистанционного образования, расширило возможности обучающихся людей и породило новые модели его использования. Дистанционное обучение теперь прочно вошло в практику вузов, которые наперегонки, пытаются внедрять те или иные технологии в свой учебный процесс. Несмотря на сложившуюся терминологическую базу системы дистанционного образования, которая нашла свое отражение в нормативных документах, той или иной страны, существует множество определений «смешанного обучения», которые вносят большую путаницу в умах его использующих людей и порождают вопросы и новые попытки расставить все по своим местам.
Ключевые слова: ИКТ, смешанное обучение, понятийный аппарат, терминологическая база, нормативные документы, модели  обучения

BLENDED LEARNING AND ITS FRAMEWORK OF DEFINITIONS AND CONCEPTS

Abstract:  the article is about contrastive analysis of blended learning and its framework of definitions and concepts. The Internet opened new perspectives of distant learning, enlarged opportunities of those who want to enlarge their knowledge and provided new models of e-learning. Distant learning is used almost everywhere, especially at high schools, colleges and universities that compete with each other trying to implement one technology or the other in their educational process. However, the term base of the system of distant education of different countries varies. Thus, a lot of questions, concerning definitions of blended learning immediately arise.
Key words: ICTs, blended learning, term base, framework of definitions and concepts, models of education


Развитие сети Интернет открыло новые перспективы дистанционного образования, расширило возможности обучающихся людей и породило новые модели его использования. Дистанционное обучение теперь прочно вошло в практику вузов, которые наперегонки, пытаются внедрять те или иные технологии в свой учебный процесс.
Цель статьи провести сравнительный анализ терминологии в понимании разных авторов и показать собственную позицию. Существующее разногласие, касающееся терминологии, отнюдь не препятствует поиску оптимальных путей решения организации учебного процесса в дистанционной форме, тем не менее, постараемся разобраться в рассматриваемом вопросе. Хотелось бы провести определенную параллель с теми определениями, которые  совпадают с пониманием автора, и в некоторых случаях пояснить, причину несогласия с той или иной позицией.
За последнее десятилетие в научной литературе появилось большое количество разнообразных суждений по поводу одних и тех же терминов, понятий. В свое время, Е.С.Полат отмечала, что их рост «…увеличивается в геометрической прогрессии…» [6; с.10]. Более подробно с терминами и определениями дистанционного обучения, можно ознакомиться в учебном пособии Е.С.Полат и ее соавторов, где можно сопоставить определения, сформулированные различными научными коллективами, и с делать собственные выводы. В таблице отсутствуют некоторые понятия, о которых пойдет речь далее в данной статье.
Несмотря на сложившуюся терминологическую базу системы дистанционного образования, которая нашла свое отражение в нормативных документах, той или иной страны, на данный момент появилось большое количество трактовок, которые вносят путаницу в научных умах и порождают множество вопросов и попыток расставить все по своим местам. Например, наряду с понятием «дистанционное обучение» появились термины «онлайн-обучение», «сетевое обучение», «электронное обучение» (e-learning), и такое новое понятие  как «смешанное обучение». Единственное, что объединяет эти понятия, это использование Интернет-технологий и удаленность обучаемых и обучающего друг от друга.
Чтобы разобраться с этим, попробуем начать с понятия «дистанционное обучение».
По мнению российского ученого А.В. Хуторского, «дистанционное обучение – это обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения (ученики, педагоги, тьюторы и др.), имея пространственную или временнýю удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования» [8; с.338].
Лаборатория ДО ИОСО РАО (Институт содержания и методов обучения Российской академии образования) ключевым элементом дистанционного обучения рассматривает «взаимодействие»: «Дистанционное обучение – взаимодействие преподавателя и обучаемых между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность)» [5; с.17].
Е.С. Полат подчеркивала в своих работах инновационный характер дистанционного обучения, рассматривая его как новую форму образования, отличную от привычных очной и заочной, и обращала внимание на особое значение «специальных организационных мер для обеспечения новой формы взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой».
Будет правильным пояснить, что согласно Е.С.Полат, под формой обучения мы понимаем – процесс обучения с точки зрения места, времени, количества обучаемых, особенностей взаимодействия участников образовательного процесса, а также целей, содержания и различных технологий обучения. В чем же заключается различие заочной и дистанционной форм обучения.
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании, дистанционная форма получения образования является видом заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий [1;с.19]. На данный момент в научных кругах идет обсуждение принятия нового Кодекса Республики Беларусь об образовании, где будет прописана дистанционная форма получения образования как самостоятельная форма, а не вид заочной формы получения образования.
Американский исследователь Д. Киган различал дистанционное и заочное образование. Он считал, что заочное обучение основано на строго регламентированных регулярных встречах с преподавателями в аудиториях учреждения высшего образования и имеет своей целью не столько «преодоление расстояния», сколько совмещение работы и учебы [9; с.63]. Изучая педагогический потенциал дистанционной формы образования, плюсы и минусы удаленности субъектов образовательного процесса друг от друга при такой форме обучения, Д. Киган обращал внимание на то, что разобщенность в пространстве подразумевает разделение процессов учения и преподавания.  Он говорил о том,  из-за отсутствия тесного контакта ученика и учителя может снизиться результативность обучения. Поэтому необходимо тщательно продумать воссоздание той образовательной среды, которая типична традиционному обучению, но происходит на расстоянии [11;с.128].
А.А. Андреев, размышляя в 90-х о том, является ли дистанционное обучение формой или методом, предлагал изменить традиционную для постсоветской системы высшего образования структуру «очное – заочное образование», исключив понятие «заочное образование» как таковое (см. рисунок) [2; с.44-47].

В свое время Е.С.  Полат отмечала, что дистанционное обучение – это новая система обучения, которая самостоятельна и не является каким-либо видом заочной формы получения образования, «…у заочной и дистанционной форм обучения есть только одна общая черта: в обоих случаях преподаватель и обучаемые находятся на расстоянии. Все остальное, т.е. организация учебно-методического обеспечения, его отбор, структурирование, организация учебного процесса, даже контроль осуществляются принципиально по-разному» [5].
Дистанционное обучение, это интерактивность, то есть постоянное взаимодействие преподавателя с обучающимися, и обучающимися между собой в учебном процессе, которое реализуется на двух уровнях: обучающихся между собой и с используемыми ими средствами обучения. Ключевыми словами здесь являются «постоянное и систематическое взаимодействие на двух уровнях». Заочное обучение, это эпизодическое взаимодействие преподавателя с обучающимися и обучающихся с электронными средствами. Курс заочного обучения и курс дистанционного обучения принципиально отличаются один от другого организацией учебного материала, его структурой, способом взаимодействия преподавателя и обучающихся, организацией информационно-образовательной среды учебного процесса, методами и формами обучения под воздействием используемых Интернет-технологий, встроенных в учебный процесс и представляющих его неотъемлемую часть. Система управления познавательной деятельностью обучающихся также обусловлена спецификой используемых услуг Интернет. Иными словами, взаимодействие возможно в любой образовательной системе, но реализуется оно, как и познавательная деятельность обучающихся, специфичными средствами Интернет-технологий или других интерактивных технологий [6, с.14-15].
В последнее время в отечественном образовании произошел небольшой, но все же положительный сдвиг в сторону понимания необходимости изменения стандартного подхода в образовании. Поэтому, можно предположить, что в современных условиях изменения системы образования, ее трансформации в нечто более значимое, когда основной акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность студента, одним из оптимальных путей может стать смешанное обучение, которое находится сейчас на пике своего формирования во что-то более осязаемое и значимое, чем когда либо. Суть смешанного обучения по мнению М.Хорна и Х.Стейкера заключается в том, что это не добавка к деятельности преподавателя, а замещение части его работы электронным ресурсом.
М.Хорн и Х.Стейкер под смешанным обучением (Blended learning) понимают форму обучения, при которой часть познавательной деятельности обучающихся проводится на занятии под непосредственным руководством преподавателя, а часть деятельности выносится на самостоятельную индивидуальную работу обучающегося с электронными средствами обучения. Даже если образовательное учреждение не предоставляет никаких дистанционных курсов или чисто сетевых, обучающийся имеет возможность обучения в данной форме, если он посещает свое образовательное учреждение и получает материалы от другого учреждения или занимаясь самообразованием с использованием электронных средств обучения [9, с.5].
Существует несколько вариантов названия данной формы обучения: гибридное образование (Hybrid Learning), обучение посредством технологий (Technology-Mediated Instruction), Web-Enhanced Instruction (обучение посредством веб-ресурсов) и Mixed-Model Instruction (обучение в смешанном режиме). Смешанным признается обучение, если от 30 до 79% учебного времени проводится онлайн [4].
Концепция смешанного обучения представляет собой сочетание нескольких составляющих: дистанционного обучения (Distance Learning), обучение в аудитории (Face-to Face Learning), обучение через Интернет (Online learning), и самообучение (Self-learning). Смешанное обучение представляет собой использование 4 моделей.
  • Ротационная модель (Rotation model) – предполагает чередование занятий в аудитории с преподавателем и занятий, проводимых онлайн. Выделяют несколько вариантов данной модели.
    • Чередование режимов работы (Station Rotation);
    • Individual-Rotation – работа по индивидуальной образовательной траектории;
    • Lab Rotation – работа в разных помещениях;
    • Перевернутый класс (Flipped Classroom) – предполагает изучение материала дома, и непосредственное обсуждение его содержания в аудитории.
  • Гибкая модель (Flex model) – Данная модель предполагает организацию занятий в виртуальной среде по индивидуальной образовательной траектории каждого студента.
  • Модель «Смешай сам» (Self-Blend model) – предполагает самостоятельный выбор студентом дополнительного онлайн-курса из предложенных вариантов.
  •   Расширенная виртуальная модель обучения (Enriched-Virtual model) – это модель, при которой студенты часть обучения получают в аудитории и часть, работая с онлайн курсом удаленно.
Таким образом, суть европейской смешанной формы обучения заключается в использовании Интернет-технологий в качестве поддержки традиционного очного образования, доступе студентов к виртуальной среде обучения, и групповое общение для выполнения проектов.
Данная форма обучения используется во многих европейских университетах, так как позволяет студентам пройти тестирование, в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн, проверить свои знания по предмету, и ознакомится с дополнительными источниками.
Тем не менее, рассмотренные модели, к сожалению, не позволяют в полной мере реализовать возможности Интернет-технологий и необходимы иные модели организации учебного процесса, которые бы, более полно реализовали возможности используемых Интернет-технологий. Одной из таких моделей является модель интеграции очных и дистанционных форм обучения, описанная мною ранее в своей научной работе [3; 2009]  которая представляет собой комбинацию элементов очного и дистанционного обучения, когда одно из них является базовым в зависимости от предпочитаемой модели. Иными словами, это единый, целостный учебный процесс, предполагающий, что часть познавательной деятельности обучающихся проводится на занятии под непосредственным руководством преподавателя, а часть деятельности выносится в ДО с преобладанием самостоятельных видов работ индивидуально или совместно с партнерами в малой группе сотрудничества. Преподаватель может осуществлять при этом консультацию, частичный контроль их деятельности. Это естественное продолжение учебного процесса. Данная модель ДО предоставляет широкие возможности для реализации личностно-ориентированного подхода, для разгрузки очных занятий от рутинных видов деятельности, отводя больше времени на занятиях для дискуссий, обсуждений. Поэтому реализация данной модели требует: отбора видов деятельности для организации учебной деятельности студентов из соображений целесообразности; отбора учебного содержания для ДО и для отработки на очных занятиях; адаптации учебного содержания для дистанционного обучения с одновременным подбором педагогических технологий; выбора видов контроля знаний и результатов самостоятельной работы обучающихся; организации сочетания очных и дистанционных видов взаимодействия обучающихся с преподавателем и другими студентами в соответствии с основными принципами используемой концепции обучения. Возможны два варианта использования данной модели: База: Очно + ДО и База: ДО + Очно. Первый вариант модели интеграции представляет собой базовое обучение на основе учебника, которое ведется в очной форме, и только отдельные виды деятельности выносятся в ДО (практические задания, работа с приложениями, индивидуальные/групповые консультации, обсуждение проблемы в чатах, форумах, конференциях), второй вариант модели интеграции представляет собой ДО как базовую форму, но три раза в год преподаватель встречается со студентами заочной формы обучения очно для проведения семинаров/практических занятий, обзорных лекций, например, во время установочной, зачетной и экзаменационной сессии. Если это первый вариант, то целесообразно ориентироваться на существующие учебные пособия, и лишь отдельные виды деятельности вынести в ДО. Для иногородних студентов, у которых отсутствует возможность посещать постоянно занятия, или студентов заочной формы обучения предлагается второй вариант, где базовой формой является ДО.
Важным моментом, на который обязательно нужно обратить внимание, при подготовке к работе в данной модели интеграции, как и к любой модели в целом, это: отбор содержания, представляющий собой последовательный многоступенчатый процесс, обусловленный тем фактом, что содержание обучения для выбранной дисциплины не является постоянным, оно зависит и меняется в соответствии с поставленной целью обучения: если дидактические цели очного и дистанционного обучения разные, то и содержание такого обучения будет различным; отбор видов деятельности; отбор педагогических технологий и адекватных им организационных форм, специфичных для очной и дистанционной форм обучения и отбор видов контроля [3].
Заслуживает внимания работа В.А.Фандей, которая разработала обобщающую классификацию существующих моделей смешанного обучения, что позволило ей выделить и описать три модели смешанного обучения: поддерживающую, замещающую, и модель электронно-образовательного центра. В своей работе [7] автор сформулировал алгоритм построения модели смешанного обучения иностранному языку, выделила методические принципы организации учебного процесс в данной форме и дала детальное описание пяти этапов (анализа, планирования, разработки, реализации и оценки) создания модели смешанного обучения.
Из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, несмотря на разнообразие теоретических положений дистанционного обучения, оно пока не имеет должной научной базы и единого понимания. Перед учеными до сих пор стоит непростая задача, рассматривать ли дистанционное обучение как «здоровую альтернативу» очному обучению или придерживаться традиционных, проверенных временем способов.

Литература:
  • Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп. по состоянию на 12 марта 2012 г. Статья 17. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012. – 400 с.
  • Андреев, А.А. Дистанционное обучение – форма или метод? // Дистанционное образование. 1997. № 4. – с.44-47.
  • Козленкова, Е.А. Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному переводу в системе дополнительного образования: английский язык, неязыковой вуз, квалификация "переводчик в сфере профессиональной коммуникации": диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 /.- Москва, 2009.- 322 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/936.
  • Малашенко, Е.А. Смешанное обучение как инструмент интенсификации учебно-методической работы со студентами // Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации, Вып.7:сб.ст./ М-во образования и науки РФ, [и др.]; под ред. А.Л.Назаренко. – М.:, Изд-во «Университетская книга», 2016.—558с., с. 343-353.
  • Полат, Е.С. Методология определения эффективности дистанционной формы обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://distance.ioso.ru/library/ publication/voprosef.htm].
  • Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004, –  416 с.
  • Фандей, В.А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (английскому) языку в языковом вузе: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 /.- Москва, 2012.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/600
  • Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. СПб.: Питер, 2004. –  541 с.
  • Heather Staker and Michael B. Horn, Classifying K–12 Blended Learning, May, 2012.
  • Кeegan, D.A. Typology of distant learning systems // Distance Education: new perspectives / Ed. by K. Harry. Р. 63.
  • Keegan, D.A. Reintegration of the teaching acts. In Keegan, D. (Ed.). Theoretical principles of distance education. L.; N. Y.: Routledge. 1993. Р. 113–134.

Татьяна Ковалева

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля
  • Должность: к.ф.н. доцент, заведующий кафедрой современных языков, ГУО "Университет гражданской защиты МЧС Республики Беларусь"
  • Место работы: ГУО "УГЗ МЧС РБ"
Здравствуйте, Елена Алексанадровна, Вами затронут очень актуальный вопрос. На мой взгляд, blended learning - это все-таки заочная форма, только на современной информационно-коммуникационной базе. Спасибо за инетерсный материал
Ковалева Татьяна Григорьевна, зав.кафедрой современных языков УГЗ

Елена Малашенко

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
  • Е.А.Малашенко
    • Просмотр профиля
  • Должность: к.п.н., доцент кафедры английского и восточных языков, БГЭУ
  • Место работы: БГЭУ
Здравствуйте, Татьяна Григорьевна!

Blended learning не может быть априори только заочным обучением. Это интеграция очных и дистанционных форм обучения в учебный процесс.
Малашенко Елена Александровна, к.п.н, доцент кафедры английского и восточных языков, факультет международных бизнес-коммуникаций, БГЭУ

nosyjungle3788

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля
  • Должность: Student
  • Место работы: SEO