Автор Тема: Абрамкина Е.А.-РОЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ  (Прочитано 430 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Абрамкина Е.А.
ст. преподаватель,
Российский университет дружбы народов

РОЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

Аннотация: Статья о роли языков в современном мире.
Ключевые слова: распространение, глобализация, популяризация.

Благодаря мировому политическому развитию, процессам экономической глобализации, стремительному развитию средств массовой информации и коммуникаций, значимость иностранных языков и интерес к их изучению резко возрос. В связи с этим как в России, так и во всем мире в настоящее время уделяется огромное значение подготовке специалистов во всех областях политики и культуры, способных успешно сотрудничать с иностранными партнерами, развивая и укрепляя взаимодействие стран как в политическом, экономическом, так и социально-культурном аспектах. Для этого необходимо подготовить почву для изучения иностранных языков в больших масштабах, чем это было прежде, еще в недалеком прошлом. В настоящее время найдется очень немного людей, которым кажется, что иностранный язык является не таким уж важным в их жизни и не поможет им в карьере. Сейчас все признают тот факт, что владение хотя бы одним иностранным языком может сделать их жизнь богаче и насыщенней, что это путь к успеху в профессиональной жизни, а значит возможность иметь более высокий социальный статус в обществе. Помимо этого, возможность развиваться интеллектуально, знакомясь на языке оригинала с сокровищницой мировой культуры, открывать для себя новые горизонты, путешествую по всему миру. Именно поэтому особо ценили и уважали людей со знанием иностранных языков во все времена. Еще недавно достаточно было знать один иностранный язык, однако сейчас уже говорят о многоязычии, как того требуют стремительные преобразования, происходящие во всех сферах жизни и во всех странах мира. Среди студентов физико-математических и естественных наук было проведено on-line анкетирование с целью узнать их мнение по вопросу важности иностранных языков в современном мире вообще, и о роли и значении немецкого языка, как языка международного общения. Только 1 студент из 85 опрошенных ответил, что иностранный язык не является обязательным для изучения. Все студенты, участвующие в анкетировании - в настоящий момент изучают в университете иностранный язык, в основном, по собственному желанию. Анализ и подведение on-line опроса будет приведен ниже. Как сказал в интервью “Deutsche Welle” (“Немецкая волна”) один из руководителей Гёте-Института - центра популяризации и распространения немецкого языка:”Немецкий язык не нуждается в защите, интерес к нему постоянно растет”. Однако, чтобы дополнительно мотивировать школьников и студентов к изучению немецкого, надо иметь достаточно аргументов в пользу этого языка и понимать, что он испытывает огромную конкуренцию со стороны других иностранных языков. Уже давно и особенно сейчас на мировой сцене первую скрипку играет  английский язык. Этому много объяснений. Для огромного количества людей на всей планете  английский язык является родным (232 млн. человек), примерно ⅓ населения мира, как об этом говорят статистические подсчеты, владеют (в разной степени) английским языком. Английский является самым востребованным языком в мире. Это - своего рода Lingua Franca, объединяющий людей из разных стран мира. Это официальный язык ООН, Unisef, Международного Олимпийского Комитета, Евросоюза. Все международные переговоры: деловые, дипломатические, академические ведутся на языке Шекспира. Но поговорка: ”Весь мир говорит на плохом английском” и сегодня не теряет своей актуальности. Хотя процессы глобализации и специфика развития стран “новых демократий” перевешивает чашу весов в пользу английского, делает их в большей части ориентированными англоязычное культурно-лингвистическое пространство. Большинство экспертов склонны признать, что есть и будет долго оставаться международным языком №1, Lingua Franca, объединяющим как простых людей, так и ученых-исследователей, учащихся, деятелей науки и культуры. Другими иностранными языками, соперничающими с немецким языком как по популярности, так и по темпам распространения во многих странах мира являются китайский и испанский языки. Конечно, существует интерес и к итальянскому, и к турецкому, и к арабскому языкам. На это существует много причин. Однако китайский язык заслуживает того, чтобы остановится на нем поподробнее. В ближайшем будущем Китай - это новая сверхдержава. Страна, политический, экономический и военный потенциал которой стремительно увеличивается. Этим и объясняется возросший интерес к изучению китайского. Важно, что это язык ООН, а также и то, что самое большое количество людей, свыше одного миллиарда человек говорят на китайском языке. Знание китайского языка дают огромные возможности для успешных бизнес-проектов, возможность иметь конкурентную заработную плату, сотрудничая с фирмами и организациями второй экономики мира. Плюс ко всему этому у многих появится возможность знакомства с уникальной культурой Китая.
Современный мир стремительно меняется, вместе с ним изменяется и роль мировых языков. По прогнозам многих лингвистов, уже в ближайшие 40 лет “расстановка” сил может кардинально измениться и испанский язык по своему влиянию и распространению в мире обгонит английский (Известия, 31.10.2006 г.). Испанский приобретает все большее значение в США. Это связано со все увеличивающимся потоком мигрантов. И хотя в США много недовольства по поводу засилья испанского языка и образованием своего рода “Spenglish”, то есть микста испанского и английского языков, нельзя не признать, что эта проблема вызывает не только опасения, но и влияет на внутреннюю политику Соединенных Штатов. В политической элите этой страны знание испанского языка уже становится нормой. Испанский приобретает все больший вес и в Канаде. На испанском говорят на нескольких континентах, подавляющее их большинство - это жители, проживающие за пределами Испании: в странах Латино-Карибской Америки, в Экваториальной Гвинее. Согласно демографическим тенденциям, распространение этого языка будет продолжаться. Эксперты говорят о том, что к 2030 году на испанском будут говорить 7,5% населения мира. В 2050 году США могут стать страной с самым крупным испаноязычным населением. Политика мягкой силы (poder blando) может стать для Испании (а в пространство испанофонии входит более 20 государств) одним из способов трансформации роли страны и ее языка в глобальном мире.
Несмотря на изменение роли языков в мире и степени их влияния на партнерские взаимоотношения между странами, позиции немецкого языка являются очень стабильными. Около 100 миллионов человек говорит по-немецки только в Европе (это их родной язык). Как видно из данных, приводимых печатными изданиями Гёте-Института, немецкий язык занимает 1 место  в Европе. Говорящих по-немецки, как на родном языке гораздо больше, чем 100 миллионов в Европе (в Германии, Австрии, Люксембурге, Лихтенштейне, северной Италии, восточной Франции, Бельгии, но и на других континентах, например в Австралии, в Южной Америке). Важно и то, что в России до сих пор проживают исконные немцы, например в Алтайском крае, в Поволжье, в Мордовии. Всего насчитывают около 120 миллионов немецкоговорящих по всему миру. В печатных немецких изданиях подчеркивается, что популярность немецкого языка очень сильно выросла в последние годы. Более 14 миллионов человек изучает сегодня немецкий язык по всем миру. Причем значительная их часть проживает в России и Польше. Колоссальную роль в распространении немецкого языка играет DAAD - германская служба академических обменов, которая была создана в 1925 году, в 1950 была учреждена вновь, начинала свою работу с небольшим количеством сотрудников-энтузиастов. Сегодня эта организация имеет 14 крупных зарубежных представительств, 51 информационный цент, но в первую очередь благодаря 60 тысячам ежегодно предоставляемых стипендий как немцам, так и иностранцам, DAAD является крупнейшей организацией, осуществляющей академический обмен и вносящей существенный вклад в глобализацию и интернационализацию сферы высшего образования. В последние годы появляются новые программы: наряду с классическими, стали предлагаться программы Matching Fund и правительственные стипендии. Интересно, что DAAD поддерживает деятельность 28 летних школ в России, в которых работают около 300 студентов из Германии. Интересна и разнообразная деятельность Гёте-Института, представительства которого  находятся не только в Германии, но и в России, Казахстане. География деятельности Гёте-Институтов впечатляет. Количество изучающих немецкий язык увеличивается в последние годы: более 210 тысяч обучаемых за границей ежегодно. Отмечают возросший интерес к изучению немецкого в странах южной Европы: в Испании, Португалии, Италии. В Израиле и Индии, Вьетнаме и Китае - повсюду люди стали больше интересоваться немецким языком. Германия вызывает огромный интерес, так как это страна с богатейшим культурным наследием. Всемирно известными являются имена поэтов и мыслителей: Гёте, Гейне, Шиллера, Т. Манна, Ф. Кафки. Немецкая философия в лице Канта, Гегеля, Маркса, Ницше, Шопенгауэра, психология Фрейда и Юнга оказала на современников огромное влияние.  Мировую музыкальную культуру невозможно себе представить без Моцарта, Баха, Бетховена, Вагнера и Штрауса. Миллионы людей со всего мира приезжают в Европу, чтобы насладиться прелестью средневековых замков, памятниками архитектуры. Известно, что ученые трех самых крупных немецкоговорящих стран получали большое количество Нобелевских премий, как в областях литературы, так и по физике, химии, медицине. Очень много аргументов в пользу изучения немецкого языка. Ведь Германия - наш ближайший сосед. Эта страна очень привлекательна для туризма и отдыха. Да студенты и сами это понимают. Можем посоветовать им мечтать и дерзать. В заключение скажем: “Es lohnt sich Deutsch zu lernen”.

Kalashnikova

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 16
    • Просмотр профиля
  • Должность: teacher
  • Место работы: RUDN
Какими методами Вы рекомендуете мотивировать студентов к изучению немецкой литературы, культуры и философии?
K

Дронова Светлана

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 21
    • Просмотр профиля
  • Должность: старший преподаватель Департамента языковой подготовки
  • Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ
Зачастую студенты попадают в группы немецкого языка (равно как других) просто по распределению или по желанию их родителей, не осознавая перспектив работы с этим языком и его значения в мире. Как возможно принести это знание в аудиторию и наглядно, но естественно вписав в структуру занятия, показать значимость языка и перспективы работы с ним?
Дронова С.Ю., ст.преп. Департамента языковой подготовки, аспирантка Департамента ПолитологииФинансовый Университет при Правительстве РФ

Шахова В.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля
  • Должность: ст. преп.
  • Место работы: РУДН
Насколько важна личность преподавателя как мотивирующий фактор?
Шахова В.А., ст. преп. кафедры иностранных языков, факультет физико-математических и естественных наук, РУДН