Автор Тема: Карнюшина В.В., Вариясова Е.В.-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: STAND-UP ЛЕКЦИИ НА САЙТЕ TED  (Прочитано 380 раз)

admin

  • Administrator
  • Jr. Member
  • *****
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля
Карнюшина В.В.
к.ф.н., доцент
Сургутский государственный университет
e-mail: wera-k@yandex.ru

Вариясова Е.В.
к.ф.н., доцент
Сургутский государственный университет
e-mail: justina2302@mail.ru

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: STAND-UP ЛЕКЦИИ НА САЙТЕ TED

Аннотация. В работе рассмотрены вопросы исследования новых форм подачи учебного материала с позиции лингвистического исследования дискурса. Результаты показали, что самые значительные изменения сегодня претерпевают такие формы подачи материала, как лекция, вследствие развития технологий появляются новые методы и формы представления материала. Но самые большие изменения наблюдаются в языковой и статусно-ролевой сфере представления лекции.
Ключевые слова: педагогический дискурс, речевое воздействие, образование, stand-up лекция, убеждение.


THE LINGUISTIC APPROACH TO INNOVATIONS IN EDUCATION: STAND-UP LECTURES ON TED

Abstract. The article is devoted to the problems of new forms of delivering a lecture from the view point of linguistic discourse analysis. The results have shown that the most considerable changes are noted in the ways and methods due to the technological progress. But the biggest changes are observed in the field of the language and the status and role lecture presentation.
Keywords: pedagogical discourse, speech influence / impact, education, stand-up lectures, persuasion.


Рассматриваемая в работе проблема, главным образом, относится к изучению изменений в области педагогического дискурса. А именно способам и форме подачи материала лекторами. Одним из новых веяний нам видится такая подача проблем исследования, как stand-up лекции. В качестве материала для изучения инновационных изменений мы обратились к лекциям размещенным на известном сайте ted. Как сообщается на сайте ted, их работа, главным образом, посвящена распространению идей [http://www.ted.com/about/our-organization]. Форма подачи материала – это видео лекция, представляемая аудитории, продолжительностью не больше 18 минут. Одной из главных характеристик лекций авторы проекта видят в том, что оратор дает аудитории “a powerful talk”, т.е. сильную речь. Что имеется в виду? Мощь аргументации, умение убедить? Является ли такая подача материала новой формой или необходимостью?
С середины XX века в промышленно развитых странах начали происходить процессы, свидетельствующие о вступлении человечества в новую фазу развития: интенсификация интеллектуальных технологий, превращение процессов трансляции, обработки и потребления информации в главный вид деятельности.
Современность называют эпохой тотального упрощения культуры. Черты массовой культуры: «иллюзорность, уклонение от позитивных явлений в пользу негативных, усложнение технических средств, тяга к патологическому, развлекательность, вульгаризация, десакрализация, антисоциальность, сенсационность, количественность, поверхностность в воссоздании чувственного мира» [Кривко, 2005, c. 24].
Эти факторы приводят к изменению форм межличностного общения, в частности и в процессе образования.
Наличие огромного количества проблем восприятия информации в современном обществе, среди которых избыток информации, невозможность ее осмысления, обсуждения в ходе общения, «информационный мусор», то есть большое количество ненужной человеку информации, (многочисленная реклама разных видов, спам на электронной почте и т.д.), манипуляция массовым сознанием посредством СМИ, постепенная замена критического мышления стереотипным, шаблонным и многие другие, приводят к изменению некоторых форм преподавания. Так в сфере современных образовательных услуг снижается эффективность классической формы лекции. Для обучающихся все сложнее становится восприятие устной речи без видеоряда, сокращается период сосредоточенности внимания, современный студент едва выдерживает полуторачасовую лекцию. Информационные выступление переходят из формы доказывания в форму убеждения. В связи с этим, необходимо вспомнить, что Стернин И.А. так определяет форму речевого воздействия убеждения: «Убеждать – это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно – эмоция, эмоциональное давление. Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику» (Стернин, 2001, с.59). Наличие эмоциональной составляющей является главным отличием убеждения от доказывания. Эмоциональное заражение становится основным средством суггестии современных stand-up лекции.
В современной социальной психологии под заражением понимается «процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему» [Ольшанский,  2002, с. 70]. Эффект заразительности внешнего воздействия определяется силой его эмоционального заряда и фактом непосредственного психического контакта между общающимися людьми.
Эмоции являются первичной мотивационной системой человека [Изард, 1999]. Основное влияние эмоций на человека заключается в том, что под их воздействием изменяется качество деятельности и формируются отчётливые личностные характеристики. Каждая конкретная эмоция обусловливает определённый вид активности, организует мышление и деятельность. Среди эмоциональных проявлений особое значение имеют «сила» (удивление), «секс» (заинтересованность), «юмор» (радость и удовольствие), «симпатия-умиление» (любовь к детям и животным). Выступления в стиле TED как раз и делают ставку на юмор (многие выступления содержат юмористические комментарии оратора, шутливые картинки), удивление (эпатажные заголовки, нестандартные, неожиданные выводы), умиление (многие ораторы демонстрируют свои фото в детстве, просто фото детей, домашних питомцев, апеллируют к чувствам долга, патриотизма, родительской любви, братской, сестринской дружбе и т.д.).
На сегодняшний день конференции в стиле TED – это еще и модная тенденция, что также определяет суггестивные возможности данного «жанра». Под модой понимают форму стандартизированного массового поведения, «возникающую преимущественно стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро изменяющихся вкусов и увлечений» [Парыгин, 1999, с. 395]. Последнее время СМИ, киноиндустрия, массовая литература культивирует образ главного героя как незаурядного интеллектуала, с высоким IQ, не вписывающимся в стандартное общество. Поэтому выступать с мини лекцией на конференции TED это модно, ты становишься звездой в своем офисе, университете, школе, городе. Т.о. реализуется потребность в само выражении, самоутверждении и творческой деятельности. Но и публика уже готова воспринимать выступающего как особенного, избранного, что повышает воздействие речи оратора на публику.
В целом, мы говорим о такой форме педагогического дискурса, в которой меняются представления о статусе участников коммуникативного события.
Как отмечает В.И. Карасик, «Педагогический дискурс представляет собой форму «общественной практики», институционально структурируемую сущность, общение которой происходит в рамках статусно-ролевых отношений» [Карасик, 2000, с. 6]. При этом, институциональный дискурс представляет собой специализированную клишированную разновидность коммуникации между людьми, которые вынуждены общаться в соответствии с нормами данного социума. Таким образом, педагогический дискурс является разновидностью институционального типа дискурса, целью которого является – социализация нового члена общества. Участниками коммуникативного акта выступают учитель и ученик в их различных ролях, к примеру учитель как школьный или университетский преподаватель, наставник, научный руководитель. Педагогический дискурс отличается принципиальным неравенством основных участников общения, т.к. один из участников доминирует над другим, обладает властью и авторитетом. Местом осуществления педагогического дискурса, по мнению В.И. Карасика, могут быть учебное заведение, школа, университет, учебная аудитория и специально отведенное время для этого вида общения, такие как: урок, лекция, экзамен [Карасик, 2000]. Ценности этого дискурса могут быть выражены высказываниями, содержащими операторы долженствования следует, нужно, должно и положительные ценности.
Как видно, понятие разницы статуса участников педагогического дискурса считается константой. Однако, обращаясь к лекциям в стиле TED, мы наблюдаем расхождение в плане представления статусных ролей (учитель – ученик). Ролевые отношения участников коммуникативного события относятся важным социальным параметрам языка, влияющим на его дифференцированное использование относятся такие взаимоотношения между участниками коммуникативного акта, которые определяются социальной ситуацией и изменяются вместе с ней, соответственно, тип социальной роли вытекает из места индивида в социальной структуре  общества и возможности осуществлять некоторую деятельность при занятии определенной позиции. В том же случае, когда границы ролей строго не определены (или уже определены?), мы имеем дело с новой формацией, новым типом дискурса. В целом, можно отнести такой стиль подачи учебного материала, что получает распространение и в стенах университетов, к педагогическому дискурсу, но по некоторым параметрам, таким как смена ролей с «властные-неблизкие», на «невластные-неблизкие», размытые границы стиля: лексика (минимальное употребление терминов и т.п.), синтаксис (переход на повествование от первого лица и т.п.), и, в целом, сам перлокутивный эффект – увлечь, развлечь.
Возникает вопрос, почему подобная форма представления научного знания становится популярной, а отход от академического научного стиля даже приветствуется. Вероятно, таковы требования времени: скорость подачи, легкость восприятия, клиповая форма представления, ориентация на визуальную перцепцию – наиболее эффективные способы донести материал.

Литература:
  • Иссерс О.С. Речевое воздействие: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». – 2-е изд. – М.:Флинта : Наука, 2011 – 224 с.
  • Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. – Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. – С.5-20.
  • Карасик В.И. Языковые ключи. – М.: Гнозис, 2009. – 406 с.
  • Изард, К. Психология эмоций [Текст] / Кэррол Изард ; пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
  • Ольшанский, Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
  • Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 480 с.
  • Роботова А.С. Современный педагогический дискурс. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-pedagogicheskiy-diskurs (дата обращения 07.03.2017)
  • Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж: ИПЦ МОУВЭПИ, 2001. – 252 с.

Юлия Кожухова

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля
  • Должность: ст. преп. кафедры иностранных языков, факультет ФМ и ЕН, РУДН
  • Место работы: РУДН
Спасибо за интересную статью на злободневную тему. Не совсем понятно, как авторы оценивают новые изменения в подаче лекционного материала, положительно или отрицательно?
Кожухова Юлия Владимировна, ст. преп. кафедры иностранных языков, факультет физико-математических и естественных наук, РУДН